"Злые татарове" или о фильме "Орда"

Sep 25, 2012 14:10

Если честно, лень расписывать все сюжетные перипетии в этом фэнтезийном фильме, так что буквально пару слов.
Распространненый в русском летописании концепт "злые татарове" отлично репрезентует образ Золотой Орды, представленный Прошкиным. Сразу же возникает недоумение - а почему Орда? Орда, по сути, небольшая и легкая кочевая постройка, легко разбирающаяся и ставящаяся. Золотая Орда - шатер хана. В фильме же "орда" постулируется как дикая кочевая орда, каким-то недоразумением управлявшая некоторыми русскими землями. Орда - искусственное, враждебное государство, существующее вопреки всем историческим законам. Такой негативный образ создавалась в недрах советской историографии, например, Л.В. Черепниным и В.В. Каргаловым, который трактовали политику золотоордынских ханов изолированно и применительно к русским князьям. Очевидно, режиссер вольно или невольно унаследовал этот устаревший стереотипный образ.
В фильме образ татар скорее гротескный. Уже с первых минут - принятия посольства представителей Ватикана - создается впечатление нереальности происходящего. Грязная, маленькая и округлая комнатка, через порог которой, ничтоже сумняшеся, перелезают посланцы папы, в которой сидят грязные кочевники, жующие мясо. Отметим полное отсутствие хоть каких-либо принципов иерархии, обычно присутствующих при пире или принятии послов. Так, братья хана сидят вместе с хатунями, где-то сзади ютятся нукеры, не говоря уже о смешном убийстве Джанибека прямо перед послами. Чуть позже Тинибек сокрушается, что вот-де скоро зима, есть будет нечего и опять будем питаться человечиной. Вроде бы режиссер открывал СМИЗО Тизенгаузена, из которого можно узнать, что в середине XIV века Сарай - богатейший город, базары которого многочисленны, торговые караваны приходят каждый день, развито ремесло и т.д. В фильме же несколько грязных полуразрушенных хижин, и слуги хана собирают навоз. Ха-ха! Видимо режиссер хотел нам доказать, что именно этот сброд завоевал пол-Евразии. Кстати, в фильме полностью отсутствуют хоть какие-нибудь намеки на исламскую культуру, которая должна была уже укорениться среди золотоордынской элиты.
Не меньше гротеска и в образе Москвы. Колоритен вопрос татарских послов, уведивших "московитов" - причем по антропологическому типу - последние - чистейшие азиаты, - а вы московиты? Весьма своеобразна и архитектура города - войлочные юрты кочевников вплотную прилегают к типичным "московитским" домам. Видимо, это и есть знаменитая фоменковая Русь-Орда?
Княз Иван Красный не менее сатиричен - с семкам и с шутками вышел встречать татарского посла, который явился без всякой охраны; упрашивает затем Алексия как заправской гопник - ну че, есть че по чюду. Сам же Алексий крайне флегматичен - ему се равно, над кем совершать чюдо - Тайдула или простой смертный - сколько-нибудь утвердительная по фильму мотвация у него отсутствует.
В целом, фильм представляет собой образчик совершенно незрелищного действия - какие-то рандомные сцены, невнятные диалоги, в-общем, достоин лишь разового просмотра. Хотя название фильма полностью соответствует происходящему в нем.

Золотая Орда, фильмы, мысли вслух

Previous post Next post
Up