ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ | БЕРЕГОМ БЕЛОГО МОРЯ - 2012 | ЧАСТЬ 3

Oct 03, 2014 01:25

Николай Терентьев. Берегом Белого моря: Чупа - Гридино.
Путевые заметки из пешего монопохода в июне 2012. Часть 3.

Часть 1.
Часть 2.

Увидев однажды в интернете фотографии с мыса Шарапов, я понял, что вот здесь-то я точно окажусь. Очень необычное это место. На мысу есть сейды, почти все разрушены.

Есть автоматический маяк.

В конце мыса стоит крест, недавно поставленный.

Мыс местные рыбаки стараются обходить мористее, т.к. здесь постоянные волны, и лодку легко может разбить о прибрежные скалы.
Сегодня сильный ветер, и волны грандиозно разбиваются о скалы мыса. Мне кажется, это самое захватывающее место на всём Карельском берегу. Вместо того, чтобы пройти его за 30 минут, я шёл по нему 2 часа.
Дальше в губе Крестовой сфотографировал старинный поморский благодарственный крест.

губа Крестовая

В 21 час вышел к губе Лудушка. Здесь отличное место для стоянки и ручей. Остановился, поел и спать.

18.06
Проснулся в 6 часов. Но очень сильно хотелось спать, и я решил дать себе поблажку и поспать подольше. В итоге проснулся в 11 часов. Начал не спеша собираться, позавтракал. Состояние какое-то разбитое, наверное, переспал. Лицо опухло - проклятые мошки с плато. Вышел в 13 часов. На небе пасмурно, тучи. Идётся тяжело.

Начался дождь, несильный, нудный такой. Изредка прекращался, потом начинался заново.

К 20 часам дошёл до южного берега губы Глубокой, нашел неплохую стоянку, правда, воды поблизости не нашёл. Но я налил двухлитровую бутылку у последнего встреченного ручья, думаю, мне хватит с утра сготовить, сейчас всё равно готовить не буду, идёт дождь, всё сырое. Поставил палатку, сжевал несколько сухарей и спать.

губа Глубокая

С этого дня погода начала конкретно портиться, с каждым днём всё хуже и хуже. Соответственно и фоток стало меньше.

19.06
Всю ночь лил дождь. Проснулся в седьмом часу. Дождь! Ещё часов до 10 провалялся, дождь вроде прекратился. Вылез, надо приготовить поесть, вещи просушить. Развёл костёр, горит плохо, приходится постоянно поддерживать, всё кругом сырое. Сварил супец, поел. Начал сушить кеды и вещи. А тут опять дождь. Пришлось обратно всё в палатку затаскивать и самому лезть. Часа через пол дождь прекратился. Вылез, развёл костёр, продолжаю сушиться, и снова дождь. Пришлось опять всё в палатку тащить. Я уже начал несильно так матюгаться! И вся эта процедура повторилась ещё раз, и я уже очень сильно матюгался. В итоге плюнул на всё, покидал все сырые вещи в рюкзак, одел сухое, на ноги сапоги и пошёл дальше. Время 13 часов.

Довольно быстро добрался до Сонострова. Деревня уже нежилая, там находится мидийное хозяйство, принадлежащее какой-то питерской конторе. Через реку есть мост, не ахти какой, но перейти можно. Пообщался с одним рабочим мидийного хоз-ва, который сам из Чупы, и с одним местным дедком, он вроде живёт там на постоянку. В общем, ничего примечательного в Сонострове нет, даже фоткать ничего не стал. Пошёл дальше. Берег после Сонострова стал меняться. Скалы и бараньи лбы становятся всё меньше. Стали появлятся бухточки с песчаными пляжами. В одной из таких бухточек, км в 3-х от Сонострова, наткнулся на лагерь туристов. Их туда забросили морем, они там живут в палатках, рыбачат, «отдыхают». Посидел с ними у костерка, поболтали. У них там сборная команда, кто из Самары, кто из Питера, кто из Москвы. Даже нашёлся один общий знакомый из Северодвинска, вот же, как бывает. Ребята угостили чайком.
Сегодня по пути видел много глухарей, вылетают прямо чуть-ли не из под ног, сидят в прибрежных кустах и траве. Видел глухарку с выводком. Заяц нехотя удалялся, заслышав мои шаги.
Дошёл до ручья с очень хорошей рыбацкой избой. Решил здесь остановиться. Здесь и обсушиться будет удобно. Да и внешне бухточка эта очень напоминает Летний берег, песчаный пляж, много топляка, сосновый бор, а справа - дак вообще берег как по дороге на Сюзьму.

К вечеру ветра вообще никакого нет, на море полный штиль.

20.06
Ночью опять шёл дождь. Проснулся в 7 часов. Попил чаю, собрался и вышел в 10 часов. Небо все затянуто тучами, но дождя вроде нет.

При подходе к Кювиканде начало моросить. Кювиканда на карте выгледела угрожающей, широкой, в голове вертелись мысли, не придется ли обходить в посках брода, но в реальности оказалась мелкой, её я перешёл по камням. Тут же стоит изба, рядом две лодки. Т.к. дождь припустил посильней, решил зайти в избу пересидеть. Тут же меня кинулись облаивать две лайки. Вышел мужик, угомонил собак, позвал в избу. В избе ещё один мужик. Обедают. Налили чаю, угостили рыбой. Ну и как обычно расспросы: чего, куда да зачем. Рассказали интересную историю про святого Варлаама Керетского, про его путь. Варлаам Керетский - очень почитаемый в здешних краях святой. Особенно среди поморов-рыбаков. Настоящий поморский святой. Всем настоятельно рекомендую почитать про него в интернете, у меня в голове не укладывается, как человек мог пройти через такие испытания. Отношения с высшими силами у людей живущих на берегу моря и живущих морем особенные. Неслучайно по всему берегу много поклонных и благодарственных крестов, во многих рыбацких избах есть иконы. Один рыбак мне так сказал о боге, причём его речь регулярно разбавлялась ненормативной лексикой: «А ты попробуй выйди один на лодке в море. И, не дай бог, начнется шторм. Как тут без бога, без бога не как».

старинный крест

иконы в одной из рыбацких изб

В 14 часов пошёл дальше. Берег представляет собой галечный пляж, галька разнокалиберная, идти неудобно. Зато чуть дальше от берега площадка без леса, покрытая мхом и травами, вот по ней идти очень даже удобно. Погода вроде начала налаживаться, выглянуло солнце, настроение улучшилось.

Наткнулся на гадюку. Местные меня постоянно предупреждают, что здесь много гадюк.
В шестом часу, где-то на подходе к губе Сухой, небо опять начало затягивать грозными, свинцовыми тучами. Не дойдя метров 300 до Сухой, вдруг резко ливанул самый настоящий ливень. Я быстро ставлю палатку и прячусь, но одежда уже насквозь сырая. Ливень продолжался часов до 9. Потом стих, но продолжало моросить до самого утра.

21.06
Встал в 6 часов. Дождя нет, вроде как даже начало сбоку растягивать. Развожу костёр, варю еду, ем. Сушусь. К 10 часам небо опять затянуло. Собрался, только пошёл, опять начало накрапывать. Дошёл до Сухой, тут изба (немного вчера не дошёл), в ней рыбак. Угостил меня чаем. Он предложил перевезти через губу, когда поедет проверять сети. Перевёз он меня за мыс Орлов. Только я пошёл дальше, опять пошёл дождь, не то чтобы сильный, но я опять весь сырой. Дошёл до избы на мысу Шоломбродском, решил здесь подсушиться, растопил печь. Ну и дождь, естественно, сразу же закончился. Пока сушился, дождь опять пошёл. Я решил сегодня здесь остаться.
Дождь так и лил весь день, с небольшими перерывами. Надеюсь, завтра будет лучше.

кладбище у избы на мысу Шоломбродском

22.06
Всю ночь лил дождь. Сильный ветер. Температура опустилась до +5. Проснулся в 6 часов. Быстро собрался и вышел в 6-30. И дождь как по заказу прекратился.
Берег представляет собой нагромождение камней, сменяющихся невысокими, сильно изрезанными бараньими лбами. Чуть дальше от берега тундра с болотинами и лес. Дождь льёт с небольшими перерывами.

заброшенная воинская часть на мысе Пурнаволок

К 15 часам дошёл до губы Гридино. Губа сильно изрезана, много загубин, которые нужно обходить.

губа Гридино

К 18 часам дошёл до устья реки Гридина. В устье река широкая и доволно глубокая, пришлось идти до места, где начинаются пороги. У первого же порога, сняв штаны перехожу реку вброд.
Дальше до села Гридино идут натоптанные тропы. Минут за 30 дохожу до села. Гридино - старинное поморское село (XIV в.). Имеется старинная церковь, говорят, она одна из старейших деревянных церквей на Русском Севере. Правда, она в полуразобранном состоянии, то ли реставрируется, то ли нет, не поймешь, ну как обычно у нас. В селе есть магазин.
От села идёт дорога до ж\д станции Энгозеро (52 км). Я решаю закончить этот поход в Гридино, т.к. погода совсем не распологает к получению удовольствия от путешествия.
В Гридино договариваюсь с местными насчёт машины до станции. Долго, чуть ли не всем селом, решают кому ехать. В итоге около 20 часов выехали на стареньком микроавтобусе Тойота. Проехав километров 12, машина сломалась. По телефону из соседней деревни Калгалакши вызвали мужика на буханке, занимающегося извозом. Он приехал часов в 9. Отвёз меня до станции. На станции вокзал закрыт. Я иду к диспетчеру, она мне даёт ключ от вокзала. Кассы на этой станции нет, вернее, она есть, но работает 3 раза в месяц, поэтому мне придется проситься к проводникам. Поезда здесь останавливаются на 2-3 мин. Удача мне улыбнулась, и я сел на первый же проходящий поезд Мурманск - Адлер (в 23-20), договорился с проводником, доехал до Кеми, а в Кеми уже купил билет до Архангельска.

23.06
В 7 часов утра сел на свой поезд и к вечеру был в Архангельске, а затем и в Северодвинске.

Итоги:
Карельский берег очень красив и одновременно суров. При пешем путешествии средняя скорость передвижения составляет 10 - 15 км, можно и больше, но это уже превращается в спорт. Маршрут осложняется скалами и сильной изрезанностью берега. Но зато со скал открываются грандиозные виды. Очень богат животный мир. Много дичи, зайцев, лис. Много медведей, свежие следы я встречал регулярно, правда личной аудиенцией в этот раз хозяева леса меня не удосужили. На плато и в камнях много гадюк. В море можно увидеть тюленей и белух. Говорят, сюда даже заходят косатки. Ну и конечно, в море и реках много рыбы. На отливах в бухтах много мидий. В принципе, в походе очень легко можно кормиться морем. С питьевой водой тоже проблем особых нет, со скал постоянно стекают ручейки, встречаются реки.
Ещё одна сторона Белого моря открылась для меня. Я восхищен и очарован! И что же там, на других берегах?..