=-= ЧЕЛЛЬ ИЗ ЧЕЛЛЕФЬОРДА | ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ =-=

Oct 27, 2016 23:23

Всем привет! Сегодня вместо стандартного отчёта о поездке к берегам Норвежского моря я хочу рассказать о Челле Сорбо из Челлефьорда. Это невероятной ширины и размаха человек из далёкого рыбацкого городка, что затерялся во фьордах на самом Крайнем Севере. После Челлефьорда по направлению к вершине мира материковой суши практически нет, только ближайшие острова, архипелаги Шпицберген (Свальбард), Земля Франца-Иосифа и Северный полюс. Не поленитесь, посмотрите на карты в Интернете. Фотографии и координаты не передадут и десятой части реальности на берегу Северного Ледовитого океана, но это даст представление о географической малой родине Челля.
[Spoiler (click to open)]
МИЛЛИОНЕР С КРАЙНЕГО СЕВЕРА
После успеха скульптуры «Драккар-Левиафан», построенной в июле 2016-го на острове Вардё в Северной Норвегии, весть о команде «Сборная Тайболы» распространилась в заполярных широтах. Круги на воде достигли затерянного в скалах Челлефьорда: про нас узнал невероятный Челль. Я намеренно пишу «невероятный», потому что таких «сумасшедших» и одновременно добрых, щедрых и патриотичных героев своего края раньше, пожалуй, не встречал. Вместо стандартного приветствия и пары слов по поводу грядущих проектов Челль отправил мне фотографии сушеной рыбы. Сушёные головы трески и зубатки, снимки «домика промысловика» в деревушке Шётнинберг, море и скалы - такими были первые сообщения в Фэйсбуке. Мы не были лично знакомы, надо заметить. Я попросил выразить мысли текстом, на что Челль ответил мне коротко: «У меня есть проект, я хочу построить большую рыбу». Спустя пару месяцев (?) вместе с соратниками по фестивалю «Тайбола» Александром Менуховым и Николаем Терентьевым мы отправились на разведку и обсуждение «рыбы мечты».

До личного знакомства с господином Сорбо мне его представляли, как эксцентричного миллионера-мецената; простого рыбака, который хорошо пишет грантовые проекты; человека, устраивающего шоу с живыми камчатскими крабами на борту круизного лайнера «Хуртигруттен» для иностранных туристов. Не все слухи оказались далеки от истины. Правда, по профессии Челль оказался простым электриком. Электриком, Карл! Его основным капиталом можно назвать общительность, харизму и веру в своё дело, а не золотые слитки в Швейцарском банке, которых, разумеется, нет.

НИТОЧКИ СВЯЗАНЫ
В Северодвинске когда-то существовала «Изостудия ДК Ленкома» на пересечении ул. Ломоносова и пр. Морского, своего рода вечерняя «художка» для рабочих оборонных заводов, где с начала 90-х и до 2000-х преподавал Игорь Филиппов. В этой студии занимались Денис Стальмаков, Александр Менухов, Антон Поясов, Андрей Чудинов, Донат Перфильев. Все они стали самобытными художниками и дизайнерами, связав свою жизнь с изобразительным искусством или его производными. Фактически Игорь Филиппов воспитал ту самую «молодую шпану», что задавала тон в художественной жизни Северодвинска в прошлом десятилетии. Примерно в 2003-м году я познакомился с Николаем Выморковым и его группой «Ягода Гало». Чуть позже моими друзьями стали Саша Менухов, Антон Поясов, Андрей Чудинов. Отчасти благодаря Игорю Филиппову, появился и фестиваль «Тайбола», а мы познакомились с Челлем Сорбо. А теперь удивительное совпадение: Игорь и Челль - большие друзья уже много лет, за плечами у них много совместных проектов в городке Челлефьорде и деревушке Шётнинберг.

THE BEST FOOD IN THE WORLD
В процессе подготовки поездки, я как-то задал вопрос Челлю о том, что мы будем есть. В Норвегии уровень жизни и цен для русского кошелька достаточно высок, не спросить было нельзя. Ответ оказался лаконичным и многообещающим: «I have the best food in the world from the sea». Челль поначалу несколько «буксовал» и мы угощались чаем, кофе и печеньем, но к вечеру первого дня его обещание стало реальностью. Свежайшая треска, палтус, морской окунь, копчёная сёмга, камчатские крабы, морская капуста и даже мясо кита - всё это в изобилии готовилось и подавалось на стол. Например, четырёх здоровенных палтусов мы обменяли на бутылочку чая и упаковку печенья у рыбака, чей баркас встретился нам во время морской экскурсии на катере Челля по окрестным фьордам. Наш капитан заранее не договаривался о встрече и торговой сделке. Просто хорошее настроение и северный характер сделали своё дело. Эти люди живут морем, имеют возможность ловить рыбу, сдавать её на большие фабрики и часть улова оставлять себе. Вся бухта Челлефьорда наполнена маленькими и средними рыбацкими судами. Тысячелетиями, сразу после окончания ледникового периода, люди селились в этих местах и питались рыбой. Морепродукты были чуть ли не единственной экспортной статьей для Норвегии на протяжении веков. Торговля рыбой была в том числе и связующим звеном между Поморьем и норвежской провинцией Финнмарк, родиной господина Сорбо. Кстати, сам Челль не устаёт повторять, что Норвегия богата морями и нефтью, но нефть нельзя есть. Именно поэтому так важно не забывать основную причину, по которой люди стали жить в столь суровом краю.

АРТ-КОМАНДАНТЕ ЧЕЛЛЬ ГЕВАРА
Мы гостили у Челля Сорбо всего четыре дня, три из которых были до отказа набиты всевозможными событиями. За это короткое время я понял, что наш гостеприимный хозяин стоит чуть ли не за всеми крупными культурными свершениями в родом городке. Например, в начале 90-х годов в Челлефьорде закрылась крупная рыбоперерабатывающая фабрика, где практически ничего не изменилось с 50-х, времени её основания. Десять лет большое здание было заброшено и ветшало. Но уже в 2000-х с подачи Челля там организовали замечательный музей, гостевой дом и одновременно концертную площадку для местного музыкального фестиваля и выставочное пространство для художественных экспозиций. В этом рыбацком музее всё можно потрогать руками, и при желании, наверное, высушить и разделать рыбу по технологиям прошлого века. Причём в гостевых комнатах сохранён ретро-стиль, то есть постояльцы будто на машине времени перемещаются на десятки лет назад. В музее постоянно работает всего один человек, а летом в туристический сезон ему помогают волонтёры из местной молодёжи.

Другой заслугой Челля можно назвать создание художественной галереи и арт-резиденции на базе большого (некогда частного) дома, расположенного у самой воды во фьорде. Здесь останавливались и работали Игорь Филиппов (Харьков-Северодвинск-Севастополь), Рашид Сагадеев (Архангельск), Дмитрий Новицкий и Глафира Северьянова (Мурманск) и многие другие художники из России и не только. Я лишь перечислил знакомые для себя имена. Здесь же каждый понедельник собираются местные школьники, где их обучают различным народным ремёслам и декоративно-прикладному искусству. В день нашего прибытия я рассказал на таком вечере и о нашем фестивале «Тайбола» и арт-объектах, которые мы построили за последний год.

Один из пирсов Челлефьорда украшают керамические фигуры трёх женщин, чьи скрещенные на груди руки до локтей покрыты позолотой. Эта скульптурная композиция установлена в честь моряков и рыбаков, которые не вернулись домой. Их жёны, сёстры, матери и дочери до сих пор ждут их на берегу, несмотря на любые ветра и непогоду.

Наверное, самым невероятным подвигом норвежского Геракла можно назвать «шоу крабов», которое устраивает Челль для туристов круизного лайнера «Хуртигруттен». Представьте огромное судно размером с 5-этажным дом. Когда лайнер заходит во фьорд (длинный узкий залив), капитан судна отправляет СМС-ку на секретный сервер. Через какое-то время запускается мощный генератор и включается внешняя подсветка на безлюдном скалистом островке. Священная для саамов скала Финнкирка, которая выглядит как две огромных каменных сторожевых башни, охраняющих вход в Челлефьорд, начинает светиться. Пока удивлённые туристы с верхних палуб фотографируют «норвежское чудо», лайнер на своём катере борт в борт догоняет невероятный Челль. Он уже в альпинистской обвязке, а в руках у него корзина с камчатскими крабами. С палубы «Хуртигруттена» спускается трос, Челль пристегивает карабин к своей обвязке, наверху начинает работать лебёдка, которая поднимает хохочущего безумного викинга на борт корабля. Здесь «Король крабов» рассказывает пассажирам историю родного города, показывает гигантских членистоногих во всей красе, травит байки про море и рыбацкий быт, дарит сувениры из рыболовных крючков. Лайнер в это время подходит к пирсу в Челлефьорде, шоу заканчивается, а гости отправляются на прогулку по суше.

Я уверен, что все эти подвиги Челль организовал не один, но во многих из них он стал двигателем, вдохновителем и инициатором процесса.

РЫБА МОЕЙ МЕЧТЫ
Челль Сорбо пригласил «Сборную Тайболы», чтобы обсудить будущий масштабный проект. На том самом пирсе, где швартуются круизные лайнеры фирмы «Хуртигруттен», Челль планирует поставить огромную традиционную норвежскую сушилку для рыбы. По его словам там одновременно смогут сушиться и вялиться до 40 000 рыбин. Если вы бывали на лайнерах «Хуртигруттен», то видели и «сувенирные» варианты сушилок на верхних палубах. Их тоже установил Челль Сорбо. Напротив гигантской «этажерки» для трески компания Norway Seafoods планирует построить современную фабрику. Это компания является второй в стране в деле экспорта морепродуктов за границу. На стыке интересов туристической отрасли, рыболовной промышленности, собственного желания развивать родной город и проектов «Баренцева Секретариата» по развитию приграничного сотрудничества по плану невероятного Челля должна появиться гигантская (порядка 25 метров в длину) рыба. Будет ли это современным футуристическим зданием, с интерактивными экранами и познавательными фильмами об истории края и жителях морских глубин, или же «рыбой мечты» окажется арт-объект из плавника покажет время. С ответным визитом Челль появится на берегах Белого моря в районе февраля. Тогда мы и узнаем, оставит ли след в истории Челлефьорда наша команда или нет.

ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Кстати, благодаря арт-команданте Сорбо недавно в Челлефьорде появился Поморский поклонный крест, установленный на могиле неизвестного помора. Насколько я понял, этот план Челль вынашивал долгое время. Идея постройки «гигантской рыбы» обсуждается уже далеко не первый год. Но есть одно но. Сейчас в муниципалитете Челлефьорда отделом культуры руководит Андреас Хоффман, бывший арт-директор фестиваля «Баренц-Спектакль».В феврале 2016-го Андреас пригласил в Киркенес команду «Taibola Assemble» для постройки «огненных оленей», и кто знает, может быть, объединенные силы Челля и Андреаса подарят Челлефьорду новое «чудо света»?

ПОЧЕМУ НЕТ?
Компания господина Сорбо называется «Imagine», а на его футболке напечатан девиз «Why Not». «Почему нет?» - это любимый ответ на вопросы, который невероятный электрик слышит уже много лет подряд. «Зачем ты этим занимаешься?», «Зачем тебе это надо?», «Ты в своём уме?» слышит мечтатель-Челль, широко улыбается и отвечает: «Why not?». Он, кажется, последний из могикан Финнмарка, последний в своём роде безумный и весёлый викинг, который вопреки обстоятельствам изменяет мир вокруг себя к лучшему!

Текст (с)Илья Кузубов
Фотографии (с) Николай Терентьев, Илья Кузубов

Фотографии Челлефьорда и окрестностей:
https://vk.com/taibola?z=album323899418_237179981




Невероятный Челль и его пограничный камень (:
[еще фото]


Место нашего обитания и "дачка" Челля, где он обычно и живёт... (:


Вид из домика Челля на залив в Шётнинберге (:


Та самая сушеная рыба, фиш-арт, как называет её Челль (:


Саша, скалы и волны... (:


Ждущие рыбаков...


Наш лихой викинг Челль и его личный драккар с двигателем в 200 ЛС. Катер, как и компания Челля Сорбо, называется "Imagine"! (:


Разведчики "Тайболы" и огромный палтус (:



Челль запросто заходит и в гораздо более узкие шхеры, проливы, гроты... :)



Невероятный Челль высадил своих гостей на скалистом острове с маяком и кричит: "Увидимся через год!" (:. Это самая северная материковая часть Европы. Недалеко от этого места мы видели колонию морских котиков. Там, наверное, и киты в толще вод обитают. (:

taibola, миссия в норвегии, бесконечное_путешествие, ЧЕЛЛЬ ИЗ ЧЕЛЛЕФЬОРДА, 2016

Previous post Next post
Up