Originally posted by
nature_wonder at
Заглянуть под сознаниеСначала всерьез, затем не очень. В когнитивных науках наметилась тенденция, которая кажется мне исключительно важной (и показательной): все больше исследований посвящено управляющим стимулам, действующим минуя сознание. Стимулами могут быть самые безобидные вещи, вроде обычной картинки или внешне нейтральной последовательности событий. Однако они достоверным образом влияют на поведение человека, о чем тот не в силах догадаться. Это область экспериментов, где сторонний наблюдатель знает о причинах того или иного решения испытуемого лучше, чем он сам.
Тема, конечно, не нова. Но в последнее время такие опыты стараются сочетать с одновременным измерением активности мозга. Это позволяет увидеть скрытые реакции психики. Есть техники предъявления изображений, не улавливаемых сознанием. Скажем одновременно показывать разные картинки правому и левому глазу - сознательно человек будет видеть либо одну, либо другую, но не обе сразу (
binocular rivalry и
flash suppression). При этом вполне естественно, что изображения лиц вызывают у человека более эмоциональную реакцию, чем изображения нейтральных объектов (обычно используют типичный дом). Если эти изображения показывать указанным выше способом, человек их не замечает. Однако его мозг, тем не менее, на них реагирует и
активизируется по-разному, в зависимости от класса предъявляемого объекта. Причем лицо становится видимым для человека раньше, чем дом. Это означает, что механизмы восприятия, независимые от сознания, способны распознать, к какой категории относится «невидимый» объект. И если он социально значим, привлечь внимание сознания существенно быстрее.
Можно предъявлять стимулы явно. Изображение лица на мониторе, показанное перед выполнением задания, влияет на точность его выполнения. Правда, не совсем очевидным способом. На испытуемых азиатов (так в
статье) лицо оказывает гораздо большее влияние - их результат улучшается - нежели на американцев европейского происхождения. Тут, конечно, нельзя удержаться от мысли, что повсеместное развешивание портретов руководителей - не пустое занятие. Важная новость в том, что на предъявление лица мозг азиатов и евроамериканцев реагирует прямо противоположным образом. Ученые, проводившие этот эксперимент, пишут, что целенаправленно измеряли у испытуемых ЭЭГ-сигнал, обычно ассоциируемый с детектором ошибок (
Error-related negativity (ERN)). Изображение лица приводило к повышению интенсивности сигнала у азиатов и уменьшению у белых американцев. Ученые предложили свою трактовку результата (который явился для них неожиданностью), но я оставляю желающим возможность подумать об этом самостоятельно. Самым главным моментом в этой истории мне лично представляется тот факт, что ERN оказался зависим от культурного происхождения. Дело в том, что ERN, как установлено предыдущими исследованиями, запускается независимо от сознания. Следовательно, культурная и социальная среда оказывает воздействие не только на работу высших психических процессов, но и на механизмы более низкого, досознательного уровня.
Troiani et.al (2014) Unseen fearful faces promote amygdala guidance of attention -- Soc Cogn Affect Neurosci [
Abstract]
Jiyoung Park and Shinobu Kitayama (2014) Interdependent selves show face-induced facilitation of error processing: cultural neuroscience of self-threat -- Soc Cogn Affect Neurosci [
Abstract]
* * *
Думаю, что эксперименты такого рода будут только множиться. И будут поставлять новую пищу для размышлений профессиональных философов. Жизнь обычных людей, по-видимому, не избежит опосредованного влияния этих экспериментов. Здесь как раз хороший повод дать слово уже знакомому пациенту N.
Из журнала
«Наука в фокусе» (июнь 2013), с сокращениями
… По его мнению, последние несколько столетий длится эпоха «рационального человека». Период, где в качестве основных ценностей главенствуют объективность, холодный трезвый расчет и логическое мышление. Эту эпоху породила наука; по странной иронии, дальнейшее научное развитие положит этой эпохе конец.
Он утверждал, и мне нечего было возразить, что ученые постепенно открывают в человеке целую вселенную бессознательного. В самом деле, совсем не имея в виду фрейдовские интерпретации, мы все отчетливее видим в многочисленных экспериментах, как слова и поступки людей определяются предубеждениями и мотивами, о которых их сознание не догадывается. Существует огромный пласт психики, где содержатся недоступные нам воспоминания, мысли, выученные стереотипы. Они оказывают серьезное влияние на все стороны жизни человека. Однако никакое самонаблюдение не поможет их выявить: эволюция не ставила задачи обеспечить Homo sapiens механизмом познания самого себя, она создавала эффективные системы выживания. Как считал N, наука пока лишь слегка заглянула в эту бездну. В будущем, полагал он, роль бессознательных механизмов будет изучена гораздо лучше, а внимание к ним резко возрастет.
«В наши дни явно недооценен эффект плацебо, - заявлял N. - А ведь это ярчайшее свидетельство силы бессознательного» …. Время от времени, продолжал N, исследования показывают, что положительный эффект известных лекарств неотличим от эффекта плацебо, и тогда их снимают с производства. Его мысль заключалась в том, что многие области общественного устройства, включая медицину, радикально изменят свое лицо. Нас ждет эпоха скрытых воздействий. Гораздо чаще людей будут лечить не таблетками, а прямым обращением к системе, отвечающей за восстановление организма.
… Давно известно, особенно создателям рекламы и политическим консультантам, что способы незаметного и мягкого влияния на людей неисчислимы и разнообразны. Но только сейчас наука занялась этим всерьез. Эксперименты показывают, что предопределить выбор человека можно, например, просто дав ему подержать стакан с горячим или холодным напитком. Или, скажем, оказалось, что бессознательно человек способен распознать заложенную в цепи событий закономерность, тогда как сознанию она представляется случайной. При этом испытуемый ведет себя так, что следует правилу, не подозревая о нем. Сознанием подобные манипуляции не ловятся, и потому им сложно противостоять.
Говоря об этом, N предсказывал, что чем глубже ученые проникнут в законы бессознательного, тем сильнее это получит распространение в обыденной жизни. Со временем то, что мы называем логической аргументацией, утратит всякое значение. «Внешне мало что изменится, - говорил он. - Люди по-прежнему будут читать, слушать, смотреть и спорить. Но в каждой порции информации, в каждой детали окружающего пространства будут заложены скрытые смыслы. Именно они, а не доводы разума, окажутся главной причиной поступков». Его воображению предстала психоделическая картина, где человек живет счастливой жизнью и абсолютно не подозревает, что внешняя среда ведет непрерывный диалог с бессознательной частью его личности. Он совершает действия и произносит слова, которые считает своими, но в действительности они ему не принадлежат. По существу, человек будет жить одновременно в двух параллельных мирах. Причем тот, в котором обитает сознание, окажется в значительной степени мнимым.