Oct 07, 2023 20:31
«Над морем, под камнем» - первая книга в цикле Сьюзен Купер «И восходит тьма», но действие здесь разворачивается среди слепящих солнечных брызг. Семья с тремя детьми (средняя - девочка) приезжает на летний отдых, однако в блаженной памяти атмосферу «Ярмарки Риллоуби» (нынешние подростки, поди, уже не читают) одна за другой вплетаются узнаваемые фантазмы. Священные сокровища, рыцари Круглого стола. Громоздкий шкаф, открывающий путь к приключениям. Добрый друг семьи - то чудаковатый, то грозный старик, временами пропадающий невесть куда невесть насколько и способный лишь поддерживать и изредка охранять, но не подсказывать и не брать на себя уготованный другим квест. Странные камни, вырастающие из земли и овеянные ощущением незримого присутствия. Совы, которые не то, чем они кажутся...
(Роман Купер, между прочим, вышел на шесть лет раньше «Гробниц Атуана», не говоря уже о «Твин Пикс», и это делает его первоклассным воплощением того, что есть литературная традиция. Над морем, под камнем. После Толкиена и Льюиса, до Ле Гуин и Линча.)
На русский язык “Over Sea, Under Stone” с 1965-го так и не перевели - и очень зря. Да, фэнтези-мотивы здесь - скорее блёстки на обёртке подросткового детектива, противоборствующие стороны церемонно обмениваются ходами, а антагонисты в старомодной манере не смеют совершить в отношении персонажей-детей ничего действительно безобразного. Но в то же время это по-настоящему глубокий и умный разговор о том, что:
- фоновые знания для того и нужны, чтобы применять их на практике, но никто не обязан подсказывать тебе, когда;
- реальность не подчёркивает важные мелочи в информационном массиве и уж точно не помогает увязать их в систему;
- порой нужно не просто сделать нужное дело в верный момент, но ещё и на ходу разложить задачу по временной шкале неопределённой длительности;
- критически оценивать информацию - это прежде всего критически оценивать себя-интерпретатора и не дорисовывать мысленно даже тот узор, который кажется насквозь знакомым;
- ни один человек (и тем более подросток) не способен долго действовать автономно - и тем более в режиме подвига;
- победа над злом никогда не бывает окончательной - но даже промежуточная стоит того, чтобы её добиваться.
Современное YA-фэнтези всё так же стремится возродить Пендрагона. Но вот может ли оно доходчиво, ненавязчиво и без каких-либо скидок на возраст говорить о действительно нужных вещах?
эффект непрорисованной картинки,
литературное килевание_2,
воспитатель драконов_2