Кто-то слушает скрипки валькирий, а у меня в ушах мерно бьются русалочьи песни, проникая в костный мозг прохладной лаской интонаций:
Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты,
Изумруды и рубины рассыпаются дождём.
Соглашайся быть богатым, соглашайся быть счастливым,
Оставайся, мальчик, с нами - будешь нашим королём!
Всякий раз, как этот потусторонний зов цепляет злым крючком под ребро - Боже мой, всякий раз просыпаешься в слезах, загребая пену простыни беспомощными руками. И мерцают, мерцают сквозь забившуюся внутрь черепа тьму эти проклятые подводные сокровища - тяжёлые фолианты,
стопки конфетного груза, неизбывные
кольца в земле... ожерелья, броши, сверкающая тяжесть воображаемого небытия.
В этот раз запомнилась маленькая подковка на кручёном шнурке, усыпанная угловатыми чёрными бриллиантами - как осколками дальних снарядов, неизменно взрывающихся в подвздошье. Античная гидрия из молочно-розового агата, окружённая орбитальными кольцами морозного кварца. И три одинаковых - что может быть отчаянней - броши: кольца посаженных в ячейки золотистых топазов, и под верхней дугой, будто ртутный колокольчик, дрожит чёрная жемчужина, опрокидывая в себя зрачок. А ведь было ещё, были груды бесценных даров, вереницы речей, запрашивающие взгляды: останься, живи с нами,
рассказывай нам свои сказки, унизывай шею, и пальцы, и запястья блеском нашей несомненной любви...
Я почему, как заслышу, что в море воют ураганы, так сразу вспоминаю про Гумилёва - не только ведь из-за
колдовского ритма «Волшебной скрипки». Просто он умел: внутренней уверенностью в собственном долге перед кровью и памятью переламывать тоску этого неотрывного взгляда, зовущего уйти с головой к янтарным скалам и роскошным садам, к русалочьим песням, сулящим все сокровища мира и отчаянье духа. Откуда, если не из потусторонней глубины, возникали все эти цветистые сполохи, зачарованные жемчуга, в которые сладко рядить Победу, - потому что надо рассыпать их, потому что они, кажется, уже проступают солью на ладонных линиях, а влюблённые волны несут ещё и ещё, маня оставить навсегда злое логовище огня.
А Гумилёв - наступал, кричал, делал то, что, казалось, нельзя было сделать... то, что не делать было нельзя. И неважно, четыре дня без еды или в петлях головной боли, скрипучей, как сахар, и блуждающей, как еле слышная музыка, - но нельзя умереть и нельзя поддаться русалочьим голосам, пока есть золотое сердце России и дымный след отступающего врага. И то, и другой, как водится, ни в чём от нас не зависят. Ни того, ни другого без нас, как водится, просто бы не было.
Подводным драгоценностям придётся подождать. Куда они денутся.