Поток мыслей про чтение

Jan 10, 2016 09:35


     О разных форматах чтения

Читать можно по-разному. Я бы даже сказала, знакомиться с литературными произведениями можно по-разному.

Можно посмотреть фильм. Сходить на спектакль на крайний случай.  Вам преподнесут ландшафты, интерьеры, костюмы, мизансцены, голоса, интонации, эмоции, образы героев.  Имеет смысл, если реалии произведения незнакомы читателю. Я люблю, например, когда автор книги утверждает актеров для экранизации. В кино информация попадает в человека по многим каналам, она лучше усваивается. И проскакивает быстрее. Но есть минусы: кинематографическая команда всем не угодит. Фильм, даже фильм-иллюстрация - отдельное произведение. 
    То же касается радиоспектаклей, пластинок.

Можно читать аудиокнигу. Восприятие будет зависеть от чтеца. Засада с ударениями и интонациями внутри предложений. Например, белорусские чтецы интонируют и ударяют не так и не там. Интересно, мучаются ли с акцентами англоязычные слушатели? Профессиональные актеры хорошо доносят мысли и эмоции, но через себя. Поэтому прочтение незнакомого произведения предпочтительней в исполнении наименее эмоционального чтеца.  Вовсе не представляю, как в чьем-то исполнении слушать А.Грина или "Мастера и Маргариту", например. Собссно, их и не начитывают почти.  Очень сильно читал "Мастера и Маргариту" Б.Плотников (кажется он) на Радио России, но он не читал сцены с Пилатом. По-моему, не смог бы удержаться на гениальном уровне остального чтения. Кстати, поэтому хорошо читать книжки вслух детям. Можно, ничего не говоря, передать свой образ мысли, отношение. Просто читая. Кстати, жутко не люблю, когда родитель прерывает чтение, чтобы пояснить, разжевать, нравоучить. А ведь некоторые и фильмы любят комментировать.Только ответы на вопросы!
    Есть и плюсы. Несколько очень средних книг в исполнении профессиональных актеров Радио России стали интересными и яркими. И есть пара культовых книг, которыми я смогла проникнуться только прослушав исполнение. правда очень талантливое. "Пролетая над гнездом кукушки", например.

Есть читатели, которые слушают аудиокнигу через синтезатор речи. Ну, на мазохиста любителя... хотя интонациями и не пахнет, а неверные ударения ("в лЕсу") и не замечаются на общем фоне. Зато знаки препинания при чтении синтезатором практически видны :-) Есть некоторый смысл в общем, но удовольствия никакого. Верю, что будет лучше. Компьютерные технологии развиваются ж.

Можно читать с бумаги. Для меня есть разница даже в восприятии поглавного, журнального варианта и книги. При чтении бумажной книги образы, интонации, ударения - твои, заданные автором, но тобой воспроизведенные. Причем, если в начале предложения не понятна интонация, то, не перечитывая строчки, можно интонацию внутри своей головы задать, когда дойдешь до ее конца. Я обнаружила, что задаю интонацию предложению в конце, когда одно было разорвано перелистыванием страницы. Но лучше всего этот эффект проявляется в прямой речи:
    - Пойду, - сказал, промямлил, подтвердил, упрямо произнес герой.
А еще в бумажной книге есть толщина, положение на странице, иллюстрации в определенном месте текста, белизна бумаги и шрифт. Шершавость, гладкость, обложка, запах. Концы строчек, отступы, стихи в несколько столбиков или ступеньками. Многие ли помнят фигурные строчки в "Томе Сойере" и "Алисе в стране чудес?" А Маяковского без уступов и разрывов вообще не прочтешь. Или, например, пирожки, там знаков препинания нет, только начала строк.  А так же непропечатанности, опечатки, крапинки типографской краски, ударения и точки над ё. Есть поля и фигурные буквы в начале глав. Или новые главы с новой страницы - как передышка для подумать. Интересная форма "предлог+глагол в инфинитиве", востребованный неологизм. Это - телесное, что дает книга.

Можно читать с читалки. Будет удобный размер шрифта, перевод и сноски. Можно оставить комментарии и заметки. Но пропадает все телесное и часть зрительного. Ощущения (в прямом смысле слова) от всех книг одинаковые. Такие же как и от статей и заметок. Когда закончится произведение не чувствуется, пальцами не ощущается. А это важно. дети, например, все время смотрят сколько осталось до конца. да и я в некоторых произведения тоже. Остается голый текст. Иногда это нужно, иногда мешает.

А теперь выводы. Аудиокнигу можно слушать, если произведение уже читано, для того, чтобы вспомнить. Новинку слушать плохо. Мне подгадила необходимость слушать "Имя ветра", и Пратчет на электронке и аудио. (Кроме чтения Digig'а). Хочу бумажные.   Можно слушать новинку, если произведение проходное. Детективчик или романчик. Читать с читалки можно для ознакомления с произведением. Если понравилось, то перечитывать лучше бумажную. Но электронные читалки очень экономят место.

аудиокнига, фильм, дети, наблюдения, книга, фантазия

Previous post Next post
Up