Танцевально-двигательная терапия → Контактная импровизация.

Apr 23, 2013 00:55

(чёткая вещь. Я начал ходить и советую всем. Это полезно не только для танцоров, но и для любого человека). Обычно, мы привыкли думать, что уж своё собственное тело и его возможности знаем, как свои же 5 пальцев!!  А вот и хреночки!!!!! Приходите на контактную импровизацию и убедитесь в обратном... Вам ещё знакомиться и знакомиться со своим собственным телом..

Вы гуляете с ребёнком или возвращаетесь домой после трудового дня и замечаете на лужайке нескольких взрослых людей, которые запрыгивают друг на друга, сталкиваются, причём сознательно, валяются, подбрасывают друг друга и делают это с улыбками. Вы останавливаете шаг. Что они делают?

Эти люди не просто дурачатся. Это контактная импровизация.

Контактная импровизация (КИ) - это форма движения, импровизация, вовлекающая два тела в соприкосновение. Это способ быть вместе и взаимодействовать на чисто физическом уровне. Это свободный танец, основанный на вдохновении и сиюминутном настроении. Это попытка понимания.

Два человека в соприкосновении двигаются вместе, поддерживая спонтанный телесный диалог через чувственные сигналы распределения веса и инерции. Тела танцующих качаются, крутятся, перекатываются, перелетают друг через друга, вращаясь относительно общего центра. Тело учится расслабляться, освобождаться от мышечного напряжения. Тело осознаёт свои естественные двигательные возможности.

Контактная импровизация - это свободное исследование наедине с партнером возможностей движения, возможность поиграть, возможность совместного творчества и возможность просто быть и говорить через свое тело. Контакт учит быть "здесь-и-сейчас" при непрерывном изменении внешних условий, доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать.

Через прикосновение, поиск совместных траекторий движения контактная импровизация исследует такие понятия, как поддержка, опора, умение отдавать и принимать, следование и сопротивление, равновесие и баланс, принятие ответственности и поиск решения. Танец в контактной импровизации направляется ощущениями партнеров. Позволить танцу случиться, можно сказать это основной принцип.

Терапевтический эффект КИ неоспорим; она приводит к повышению уровня как телесной осознанности, так и психологической. В танце человек освобождается от непроговорённого.

Основателем контактной импровизации считают американца Стива Пэкстона, который писал: "Танец стремится к тому, чтобы люди стали инструментом хореографии. Хореография предполагает, что эти инструменты будут вести себя одинаково на каждом выступлении. Импровизация предполагает, что один и тот же инструмент будет вести себя каждый раз по-разному".

Сегодня контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме "джемов", где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент. Перформанс напоминает контактный джем, в котором отсутствует специальный сценический свет и декорации.

Контакт доступен практически любому человеку. Главное, слушать своё тело, оно лучше всех знает, что тебе нужно и как доставить тебе удовольствие, оно подскажет, куда двигаться дальше. Ничего специально делать не нужно.

Контактная импровизация - это жизнь во всех ее проявлениях!

Ощущение свободы, ежесекундные открытия, возможность узнавать себя по-новому. Любить и удивляться! Обновляться и делиться! Создавать и творить! Всё это контактная импровизация.

Контактная импровизация

Определение 1
КОНТАКТНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ- форма движения в танце, в дуэте. Два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный телесный, физический диалог через кинестетические чувственные сигналы распределения веса и инерции. Тело, по мере осознавания ощущений инерции, веса и баланса учится расслабляться, освобождаться от излишка мышечного напряжения и отказываться от некоторого количества намерений и волевых установок дли того, чтобы не противоречить естественному ходу вещей, находиться в "потоке", использовать то, что под рукой. Такие навыки как падение, перекатывание и нахождение вверх ногами исследуются телом и ведут его к осознаванию своих естественных двигательных возможностей. Несложные и ясные дуэтные упражнения позволяют парам исследовать и фокусировать внимание на специфических отношениях, с которыми приходится иметь дело в свободной импровизации - поддерживать и принимать вес другого тела, отдавать ему свой вес, прыгать на него, лежать и кататься по нему. Однажды эти простые упражнения и ощущения вводятся в сферу органического движения тела, становятся легко доступными ему, при этом возникает возможность выражения огромной сущностной энергии самого тела. Становится очень важным развивать ловкость, чувства баланса, чтобы они могли работать в динамике, при физической дезориентации и гарантировать безопасность, полагаясь при этом на один только инстинкт самосохранения, выживания. Спорт и игры развивают возможности органического движения к пику. "Контакт" называют арт-спортом. Контактная импровизация с убеждением доказывает, что сфера органического движения тела не имеет ограничения и богата возможностями для выражения всего себя, всего существа.

Определение 2 (попытка понимания)
Контактная импровизация - это путь, способ быть вместе и взаимодействовать на чисто физическом уровне. В таком танце необходимо постоянное усилие концентрации на физических, телесных ощущениях момента изменения веса, равновесия и неподвижности. Сила и частота этого усилия концентрации становятся стимулом здорового взаимодействия с другим человеком в танце. Простота формы в контактной импровизации - это дар. Это ценно тем, что это - возможность танцевать, импровизировать вместе. Помогать силам инерции и гравитации -возможно только с чувством юмора и неизменным смирением, принятием действительности, как она есть - значит обнаружить, открыть истинное "Я", истинное существование, раскрывая природу истинного общения.

Сущность такого танца есть концентрация и внимание, только это должно вести танцора, только через это постоянное усилие мы можем продолжать танцевать.

ДЭНИЕЛ ЛЕПКОФФ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Во время пребывания "Гранд Юнион" на конференции в Колледже Оберлин в январе 1972, Стив Пэкстон, бывший танцор одного из известнейших хореографов стиля модерн, Мерса Кэннингема, член нью-йоркского Театра Церкви Джадсон, сделал работу с 11 танцорами, в которой в течение 10 минут происходили непрерывные столкновения, поддержки и перекатывания друг по другу. Эта работа называлась "Magnesium"(Магний).

В июне 1972 Стив собрал 15 лучших атлетов обоего пола, которые обучались у него год или два, для исследования принципов и возможностей коммуникации, выявленных в "Magnesium". Первая неделя была проведена в репетициях. Во время второй по пять часов в день они публично демонстрировали рабочий процесс в галерее Джона Вебера в NYC. Надо сказать что многие идеи уже существовали до этого. Стив Пэкстон преподавал, используя Release-technique ("техники высвыбождения" , имеется ввиду высвобождение новых двигательных возможностей и освобождение от мышечных зажимов - прим. редактора), айкидо и некоторые другие методы. Кроме того были найдены упражнения для развития ощущений связанных с полетом, поддержками и развития навыков владения этими экстремальными формами. Требуемая для этого физическая сила изыскивалась в результате "правильных", то есть наилегчайших рефлекторных действий, связанных скорее с внутренними ощущениями, чем с внешней формой. В этих обстоятельствах ранее заученная техника движения скорее мешала, чем помогала достичь требуемого.

В основе была идея, что для танца необходимы два человека. Это не было борьбой, сексом или бальным танцем, хотя и содержало некоторые элементы всего этого. Эта работа - исследование способности сознания слиться с телом в настоящем моменте и оставаться в нем, оставаться в теле, когда условия изменились. Исследование развилось в новый технический подход, требующий работы, как непосредственно с физическим телом, так и с определенным мысленным отношением. Необходима работа с кинетическими образами, которые соответствуют движению и являются для тела истинными. И это нуждалось в названии, чтобы можно было ссылаться на него без нежелательных параллелей. Новая форма была названа КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ.

В начале 1973 Стив Пэкстон, Курт Сиддал, Нэнси Старк Смит, Нита Литтл и Карен Радлер совершили тур по Западному Побережью проводя мастер-классы по контактной импровизации и делая выступления. Атмосфера выступлений была неформальной: без музыки, специального освещения и костюмов, зрители находились вокруг, дуэты и трио чередовались с сольными танцами. В продолжающийся диалог о развитии контактной импровизации вскоре включились сотни других индивидуумов и групп...

Некоторые принципы контактной импровизации.

1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновении двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

2. Чувствовать кожей. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. Последовательное включение частей тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. Сегментация тела и множественность направлений создает эффект суставчатости движения. В отличие от традиционных техник танца модерн, где так же используются подобные приемы, но акцент делается на одном направлении или простой противофазе, в контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.

4. Ощущение движения изнутри. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание на форме тела в пространстве. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры, могут чаще, чем начинающие, сознательно проецировать свое тело в пространство. В то же время, даже в сольной импровизации "контактер" часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением.

5. Использование сферического пространства (360 градусов). Трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии тела. Эти траектории тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге уменьшает удар.

6. Следование за инерцией, весом и потоком движения. Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Контактные импровизаторы часто подчеркивают важность непрерывности движения, когда заранее не известно, куда оно может привести их. Они могут активно тянуть, толкать или поднимать партнера, следуя порыву энергии, или пассивно позволять инерции увлекать их.

7. Подразумеваемое присутствие зрителей. Сознательная неформальность презентации, в форме практики или джема. Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу, без формально обозначенной сцены. Особенно в ранние годы танец контактной импровизации уже происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. В контактном джеме или выступлении чаще всего отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, костюмы.

8. Танцор - обычный человек. Принятие поведенческого или естественного положения вещей; танцоры, как правило, избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными. Они поправляют одежду, смеются. Кашляют, причесываются, если это необходимо, прямо на сцене, как правило, не смотрят на зрителей.

9. Позволить танцу случиться. Хореографические структуры организованные в последовательность дуэтов, иногда трио или больших групп и почти непрерывное физическое взаимодействие танцоров. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы все же возникают из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.

10. Каждый одинаково важен. Отсутствие внешних знаков различия между танцорами,таких, как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.

(по материалам книги Синтии Новак "Sharing The Dance" и журнала Contact Quaterly, перевод А.Андрианов и В.Кононов)

Что такое контактная импровизация?

Чёткого ответа на данный вопрос нет. Для кого-то это танец, для кого-то - фитнес, или образ жизни.
Контактная импровизация - это многообразное явление, прежде всего, современного искусства перформанса (на пересечении театра и танца), при некотором упрощении ее также можно считать художественным видом спорта, или видом борьбы. Можно выделить ее оздоровительный аспект, используя как вид танцевальной терапии. С такой же легкостью можно идентифицировать ее как коммуникативную практику.
Контактная импровизация - целая жизнь. Здесь есть новые встречи, отношения, расставания… И именно в этом танце мы можем прожить их, научиться новым способам общения, изменить старые привычки на новые, и просто быть собой.
Влияние на формирование контактной импровизации оказали восточные единоборства (такие, как айкидо), йога, release work, а также элементы Body Mind Centering (направление в работе с телом, связанное с центрированием тела и сознания), техника Александера, тай-чи и т.д.контактная импровизация

С точки зрения классической контактной импровизации, тело - это физический объект. Есть такая фраза: если вы танцуете физику, вы танцуете контактную импровизацию, если химию (отношения, эмоции), то вы танцуете что-то другое. Танец в контактной импровизации - это взаимодействие физических тел, вашего собственного и партнера.
С другой стороны, тело - это эволюционный механизм. Это сущность, которая развивается уже давно, и у нее есть инстинкты. Ум часто мешает телу следовать инстинктам. Если мы научимся слушать собственное тело, мы сможем раскрыться.

Занимаясь контактной импровизацией, мы учим тело действовать инстинктивно, добиваемся движений более эффективных и менее энергозатратных.

Что может дать контактная импровизация?
На физическом уровне контактная импровизация как форма движения в соло, дуэте, группе развивает и оздоравливает тело, придает гибкость и пластичность, укрепляет и растягивает мышцы, наполняет тело легкостью и жизненной силой.
На психологическом уровне: погрузиться в мир духовного единства, установить гармонию и связь с самим собой, ощутить блаженство и невесомость, почувствовать себя птицей в свободном полете.

Есть несколько принципов, на которых построена контактная импровизация:
1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Участники учатся внимательно слушать друг друга.
2. Партнеры опираются друг на друга. В контактном танце проявляется тема поддержки и доверия.
3. Поток инерции. Танцующий полностью расслабляет тело и держится свободно.

Формат занятий
На занятиях большое значение уделяется с детства заложенным движениям (паттернам), которые по какой-то причине мы забыли. Ведь если понаблюдать за детьми, то можно обнаружить ту грацию, пластику, спонтанность, какой так не хватает уже взрослым людям. Этому есть целый ряд причин: человек так привык к ролям, которые он играет, что уже забыл о гармоничном движении, и предпочитает заученные, строго структурированные движения. Есть очень много систем, которые обучают определённым формам «естественных» движений: например, разные стили или направления гимнастик (в том числе восточных), где берутся наблюдения за разными животными, птицами и т.д. Или разные единоборства (например, айкидо, система, которая развивалась веками, основанная на использовании энергии нападающего, но фактически обучающая человека двигаться в определённых рамках). Но нигде не обучают человека двигаться естественно, как ему заложено природой. Этому может научить контактная импровизация.

На занятиях можно знакомиться с возможностями тела, учиться отпускать лишние напряжения, приобретать полезные физические навыки, открывают собственный танец в контакте с партнером (ми).

Практически на каждом занятии исследуются: прикосновения, заземление и центрирование, гравитацию, инерцию, границы тела в покое и движении, спонтанность, пространство, анатомические образы, поток, мягкость и текучесть, слушание, осознанное движение, остановки и паузы, точность, импульсы, риск и безопасность, доверие, эмоции, отношения в дуэте и трио.

Мы будем заново осваивать технику, так хорошо знакомую нам с детства: перекатывание точки контакта, ведение и следование, баланс и контрбаланс, падения и приземления, перекаты и кувырки, работу с весом, поддержки и полеты, необычные положения тела и многое другое.

Формат занятий предполагает время для исследований, взаимного обучения, обратной связи и обмена идеями.
Помимо упражнений и тренировок КИ, мы будем практиковать бодиворк и техники расслабления, чтобы входить в танец, а также элементы йоги и других практик.

Для кого нужна контактная импровизация?

1. Помогает достичь взаимопонимания с другими людьми, с партнером - контактная импровизация может способствовать достижению гармоничных и счастливых отношений. Танцуя в паре, вместе с кем-то, ощущая ритм движений партнера и тепло его тела, можно научиться лучше понимать свое окружение и находить с ним точки соприкосновения.
2. Повышает самооценку, уверенность в себе, развивает способность к принятию решений в нестандартных ситуациях. Контактный танец учит тело принимать решения в моменте, быть «здесь-и-сейчас».
3. Позволяет ощутить свободу, спонтанность и радость движений.

Прикасаться

Опыт прикосновения и движения - это основа исследования того, кто есть я, кто есть другие, и как мы танцуем вместе эту жизнь. Чувствование - это не просто состояние пассивной стимуляции, а восприятие - это не просто пассивное получение ощущений; моторные реакции отвечают не только на прямую стимуляцию (обучение - это раскрытие себя к жизненному опыту.). Раскрытие - это моторный акт. Опыт - это взаимодействие между чувственным и моторным восприятием. Когда опыт движения интегрируется в наше обучение, наше самовосприятие и окружающий мир меняются.

Контактная импровизация - это четкий пример того, как открываются возможности индивидуального восприятия: чувствительность, осознанность, способность отвечать и быть гармоничным с собой и в коммуникации с партнером. В контакте меняется фокус внимания, происходит получение новой информации, открываются новые возможности, происходит раскрытие для того, что происходит здесь и сейчас, и начинается... танец. Партнеры прикасаются и соприкасаются - головой,спиной, ногами. Вы движетесь, и движется среда вокруг вас. В какой-то момент вы фокусируетесь на весе, потом - на пространстве, на прикосновении, на давлении, на вашем движении, на движении вашего партнера, на падении и поддержке...”

Что такое Контактная Импровизация?

КИ - это форма танца, где соприкосновение с другим человеком становится началом совместного исследования в движении. Два или более танцоров общаются друг с другом через точку контакта. Их фокус может быть на ощущении собственного тела, на связи с телом партнера, на потоке движения или на пространстве.

КИ поддерживает творческое сознание, спонтанность и развитие физических способностей. Каждый танец нов и уникален и выражает личную встречу в движении. Классы и Джемы - это игривое и захватывающее пространство для людей с различным опытом танца.

Что происходит на классе?

Мастер-классы и уроки по Контактной Импровизации нацелены на развитие лучшего понимания базовых навыков слушания, ведения, следования, перекатывания, скольжения; принятия, отдавания, обмена весом с партнером; падения, следования потоку, поддержек… Все это практикуется в рамках специальных упражнений в соло, в парах и в группах под руководством преподавателя. Работа с образами и бодиворк (работа с телом - Прим. Пер.) помогают расслабиться и приготовиться к восприятию нового. Вам предлагается исследовать различные качества прикосновения и коммуникации; поиск новых путей, ведущих за пределы привычного, к более мягкому и эффективному потоку движения. Весь новый опыт может изменить открытую импровизацию с вашим партнером.









танцы

Previous post Next post
Up