Прошедшие в сентябре выборы в Госдуму и Самарскую губернскую думу обнажили системный кризис, в котором сегодня пребывает партия "Справедливая Россия". И хотя снижение уровня поддержки "эсеров" наблюдается в масштабах всей страны, тем не менее, в Самарской области "СР" едва преодолела 5%-ый барьер, получив в результате всего один депутатский мандат в областном парламенте. По сравнению с рядом других регионов, где прошли выборы в местные заксобрания, самарские "справороссы" продемонстрировали один из самых низких результатов, что наглядным образом демонстрирует политическую слабость лидера местного отделения партии, депутата губдумы Михаила Маряхина.
Карьерист у руля партии
По итогам выборов в Госдуму "Справедливая Россия" набрала всего 6,23% голосов избирателей - на 7% меньше, чем на парламентских выборах 2011 года. И хотя системный кризис партии наблюдается в целом на федеральном уровне, тем не менее, в ряде регионов "эсерам" удалось получить неплохой процент голосов, а где-то - и вовсе улучшить свои позиции в сравнении с выборами 2011 года. Но в Самарской области "Справедливая Россия", напротив, растеряла свои голоса и едва преодолела 5%-й барьер для прохождения в губернскую думу. Между тем, такие плачевные для "эсеров" результаты стали следствием провальной политики нынешнего лидера реготделения партии - депутата губдумы Михаила Маряхина. О том, что обстановка в партии будет только ухудшаться, главу "Справедливой России" Сергея Миронова предупреждали еще в 2011 году. Тогда, за несколько месяцев до декабрьских выборов в Госдуму и областной парламент, старожилы партии - члены совета и контрольной комиссии местного отделения "Справедливой России" в Тольятти (всего - 14 человек) неоднократно направляли Миронову коллективные обращения с призывом обратить внимание на сложившуюся ситуацию вокруг тольяттинского горотделения партии. Именно в тот период у руля местного отделения "эсеров" встал тогдашний депутат гордумы Тольятти Михаил Маряхин. Как писали партийцы со стажем, "городское отделение "СР" возглавил выраженный карьерист, не умеющий держать свое слово и строить отношения с активом, вчерашний член "Единой России", который решил найти нишу в нашей партии для достижения своих определенных целей по ее использованию в ходе предстоящих выборов в губернскую думу и Госдуму". В своем обращении бывшие активисты тольяттинского отделения "СР" также подчеркивали, что Маряхин не только мало что сделал для местного отделения, но и практически противопоставил себя членам совета и контрольной комиссии, разрушив систему коллегиальности в работе, формирования порядочных отношений и взаимного уважения партийцев. "За прошедшие 10 месяцев со дня избрания Маряхина лидером тольяттинского отделения потеряны наработанные ранее партийные позиции в городе, заметно снизился авторитет местного отделения. В основном превалируют личный пиар Маряхина и выраженная устремленность в депутаты губдумы", - негодовали в 2011 году бывшие активисты "СР", стоявшие у истоков становления тольяттинского отделения партии.
Провал Маряхина
После того, как Маряхин возглавил тольяттинское отделение "Справедливой России", спустя несколько лет областному депутату, путем ряда кулуарных договоренностей с областным правительством, удалось стать лидером всего реготделения партии. В 2014 году Маряхин даже поучаствовал в качестве статиста в досрочных выборах губернатора области. А в 2015 году начал готовиться к предстоящим в 2016 году выборам в Госдуму и региональный парламент. Однако неспособность доведения намеченных планов до нужного результата, неумение и нежелание сдерживать собственные обещания, в том числе перед однопартийцами, постоянные заигрывания с чиновниками из правительства области и депутатами-"единороссами", похоже, сделали свое дело. Уже к 2015 году, спустя год после избрания лидером реготделения "СР", партия столкнулась с политическим кризисом. Во-первых, во время выборов депутатов райсоветов Самары "эсеры" не стали вести активную агитационную кампанию: на весь город-миллионник фактически не было ни одного агитационного баннера. Практически не велась работа и по сбору подписей самарцев против "закона о капремонте домов". К дню голосования в сентябре 2015 года "эсеры" не мобилизовали собственных наблюдателей на избирательные участки. А сами итоги городских выборов Маряхин даже не опротестовывал, несмотря на то, что изначально грозился обжаловать их итоги.
В 2016 году системный кризис в партии усилился (подробнее -
http://tahir-baybekov.livejournal.com/301835.html). На этот раз ряды "Справедливой России" стали покидать активные партийцы в районных и городских отделениях по области. Со стороны бывших руководителей местных отделений "СР" города Жигулевск, Кинельского, Камышлинского и Богатовского районов Самарской области в адрес Маряхина прозвучали фактически те же самые обвинения, что несколько лет назад парламентарию высказывали бывшие активисты тольяттинского отделения "Справедливой России": предательство интересов партии; выраженная карьерная устремленность и нескрываемое желание использовать партию в своих личных целях; отсутствие должного авторитета и партийного признания и тд.
В конечном итоге, раздрай в рядах самарского реготделения "Справедливой России" привел к ожидаемым результатам: в ходе прошедших в сентябре выборов в областной парламент партия получила всего один депутатский мандат в лице самого Маряхина, а в Госдуму от Самарской области "эсеры" и вовсе не попали. При этом, результаты самарского реготделения "СР" оказались одними из самых низких по стране - 5,78%. Тогда как, к примеру, в ходе выборов в Пермское заксобрание "эсеры" набрали 11,29%. Астраханское отделение "СР" на выборах в местную думу смогло получить 21,51% голосов избирателей. В Свердловской области "эсеры" завоевали 16,85%. А, например, во время выборов в Алтайское краевое заксобрание "Справедливая Россия" набрала 17,41%, в сравнении с 15,96% голосов на выборах декабря 2011 года. То есть, алтайские "справороссы" за последние 5 лет даже улучшили собственный результат.
Убегающий Маряхин от сотрудников тольяттинской полиции в штатском, пытавшихся вручить депутату повестку на опрос по подозрению в подкупе избирателей в ходе выборов-2016, в некотором смысле стал символом бегства парламентария от ответственности за реготделение партии.
Источник фото.