Интрига вокруг вероятного расформирования областной службы госфинконтроля под руководством Ольги Михеевой завершилась подписанием председателем правительства Самарской области Александром Нефедовым официального распоряжения о реорганизации службы. Примечательно, но еще на днях, 30 сентября, Михеева
опровергала неофициальные слухи о расформировании госфинконтроля с последующим присоединением службы к департаменту по вопросам правопорядка и противодействия коррупции под руководством выходца из Мордовии Валерия Юртайкина.
На этом фоне красноречиво выглядят предварительные итоги деятельности службы госфинконтроля и департамента противодействия коррупции: если Михеева в своей работе делала ставку на публичность, то о работе Юртайкина можно судить по его подчиненным, засветившимся в ряде коррупционных скандалов. Не менее интригующе в свете реорганизации госфинконтроля выглядит и попытка дачи взятки Михеевой, предпринятая некими лицами в марте текущего года.
Этот жгучий финконтроль
Неофициальные слухи о вероятном расформировании госфинконтроля путем присоединения к департаменту противодействия коррупции появились еще в начале сентября. Впоследствии, 15 сентября, руководство службы опубликовало официальное обращение на имя Николая Меркушкина, выразив уверенность, что губернатор не допустит откровенно негосударственного решения о присоединении службы к департаменту противодействия коррупции либо иным образом ликвидации эффективного механизма борьбы с хищениями бюджетных средств. Тем не менее, 3 октября портал
Засекин.ру сообщил, что председатель регионального правительства Александр Нефедов подписал распоряжение, согласно которому руководителю администрации губернатора Дмитрию Овчинникову и министру управления финансами Сергею Кандееву поручено представить в срок до 6 октября 2016 года предложения по реорганизации службы госфинконтроля.
Напомню, что за последние 2 года областной госфинконтроль развернул активную деятельность по пресечению нарушений в сфере бюджетных расходов. Так, по итогам первого полугодия 2016 года в пользу областного бюджета удалось обратить около 2 млрд рублей и возбудить 5 уголовных дел по фактам мошенничества и хищений бюджетных средств. Было выявлено 159 нарушений, допущенных главным управлением организации торгов Самарской области при организации и проведении закупок. При этом, государственный заказчик предпочитает осуществлять свои собственные закупки исключительно у единственного поставщика, допуская нарушения при планировании и информационном обеспечении закупок. Руководитель областного управления торгов Михаил Головушкин неоднократно привлекался госфинконтролем к административной ответственности. Так, буквально 29 сентября стали известны результаты очередной проверки, проведенной ведомством Михеевой в отношении управления организации торгов. По результатам проверки установлено нарушение законодательства о контрактной системе: Головушкин разместил на официальном сайте недостоверную информацию относительно результатов вскрытия конвертов с заявками участников конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию владельца транспортных средств для нужд ГКУ "Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Самарской области".
Досталось от Михеевой и руководителю департамента мониторинга общественного мнения администрации губернатора Денису Подсеваткину, который, по данным блога Шалтай-Болтай, в рабочее время занят развитием подконтрольной компании "13 GRUS", занимающейся грузоперевозками по Мордовии и России. В феврале текущего года госфинконтроль рассмотрел дело об административном правонарушении, возбужденного прокуратурой области в отношении Подсеваткина. По результатам рассмотрения материалов дела чиновник был оштрафован за ненадлежащее формирование цены госконтракта.
Одно из наиболее крупных и резонансных нарушений ведомством Михеевой было выявлено в 2015 году, касающееся завышения стоимости госконтракта на строительство Фрунзенского моста через реку Самара. В результате проведенных проверок стоимость госконтракта была уменьшена более чем на 838 млн рублей и составила в конечном итоге около 12 млрд 290 млн рублей. О завышенной цене контракта тогда заявляли и представители "Общероссийского народного фронта". Единственным участником аукциона, а затем и генподрядчиком стала федеральная компания "Стройтрансгаз", входящая в холдинг Volga Group Геннадия Тимченко, на протяжении долгих лет считавшегося одним из приближенных к президенту Владимиру Путину. Изначально завышая стоимость контракта на строительство моста, глава министерства транспорта и автодорог Иван Пивкин, вероятно, руководствовался необходимостью соблюдения режима жесточайшей экономии бюджетных средств.
Именем Юртайкина
На фоне динамичной работы госфинконтроля, деятельность департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции выглядит несколько блёкло. Получив назначение в правительстве Самарской области в июле 2012 года, изначально Валерий Юртайкин возглавил департамент стратегии региональной безопасности. Однако со стратегией у Юртайкина, видимо, не заладилось. Поэтому менее чем через год ведомство переименовывают в департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции. Обосновывая формирование данного департамента и назначение на пост его руководителя Валерия Юртайкина, Николай Меркушкин подчеркивал: "Там, где есть коррупция, нет управляемости, нет власти". Но к словам губернатора Юртайкин, похоже, особо не прислушался. И через 2 года после своего назначения в Самарскую область, летом 2014 года Юртайкин привлекает в свой департамент бывших работников МВД по Мордовии: экс-начальника республиканского УБОП Игоря Панкратова, экс-начальника УБЭП Илью Каминского. Впоследствии в подчинение Юртайкина был также переведен бывший начальник межрайонного отдела по борьбе с организованной преступностью управления МВД по Мордовии Алексей Логунков, чуть менее года назад занявший пост руководителя департамента общественной безопасности мэрии Самары. Характерно, но бывшие полицейские из Мордовии, до назначения в Самарскую область, у себя на родине успели засветиться в ряде коррупционных скандалов. К примеру, Панкратов оказался замешан в скандальном деле Кудашкина, который на протяжении нескольких лет занимался продажей подержанных автомобилей. В 2011-2012 годах в отношении Кудашкина было возбуждено целых 29 уголовных дел по факту мошенничества в крупном размере. По данным издания "Новая газета", ущерб от "бизнеса" Кудашкина был оценен на сумму около 60 млн рублей. Сообщалось также, что Кудашкин неоднократно задерживался правоохранительными органами, а впоследствии, похоже, продолжал заниматься торговлей автомобилями, но - уже под опекой мордовского управления МВД. Впрочем, с годами количество обманутых Кудашкиным стало возрастать и к делу подключилось республиканское управление ФСБ. Как сообщала "Новая газета", "Панкратов, узнав об этом, вероятно, испугался: если Кудашкина арестует ФСБ, контроль над следствием будет утерян, не говоря уже о том, какие подробности деятельности пирамиды и ее участников могли всплыть на допросах. Поэтому он оперативно подсуетился и арестовал Кудашкина первым - якобы за нарушение меры пресечения".
Сформировав команду из лояльных людей, Юртайкин резво включился в мониторинг социально-экономической и политической обстановки в Самарской области. Впрочем, несмотря на активность в борьбе с коррупцией, широкой самарской общественности до сих пор мало известны результаты работы Юртайкина. Лишь изредка бывший прокурор Саранска проводит заседания областных межведомственных комиссий по противодействию коррупции и координации деятельности в сфере профилактики правонарушений, а также принимает участие в расширенных коллегиях региональных управлений правоохранительных органов. Во время подобных заседаний Юртайкин подвергает критике работу различных самарских предприятий, заявляя о коррумпированности целых отраслей экономики. Например, в январе 2015 года, в ходе расширенной коллегии регионального ГУ МВД, борец с коррупцией обратил внимание, что в регионе - около полусотни незаконных карьеров по добыче песка. Наивно, конечно, полагать, что после таких заявлений добыча песка в Самарской области вмиг стала носить легальный характер. Например, внимательно изучив деятельность ОАО "Самарский речной порт", Юртайкин наверняка сможет увидеть немало интересных сделок, а, возможно, обнаружит в документах и фамилии, которые ему известны еще со времен работы в Мордовии.
Если Юртайкин еще не потерял интерес к выявляемым нарушениям при добыче общераспространенных полезных ископаемых, то руководитель антикоррупционного департамента может внимательно изучить технологию добычи песка вблизи села Молгачи Красноярского района Самарской области. Изучив ситуацию, Юртайкин установит, что добыча песка в указанном районе, в том числе для нужд скандально известной компании "С.И.Т.И.", ведется в нарушение законодательства о недрах. Изучить этот и многие другие вопросы департаменту Юртайкина не составит труда, если учесть, что еще в сентябре 2014 года Меркушкин подписал распоряжение о наделении Овчинникова и Юртайкина полномочиями, согласно которым, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, заместители губернатора могут направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы и органы Росреестра.
Однако вряд ли Юртайкин воспользуется своими полномочиями, например, для изучения сделок вокруг "Самарского речного порта". Равно как и маловероятно, что в ближайшее время Юртайкин пожелает взять под свой контроль расследование уголовного дела по факту избиения в ноябре 2015 года замдиректора муниципального предприятия Самары "Спецкомбинат ритуальных услуг" Виктора Яковенко. Ибо Юртайкину есть что скрывать. Впрочем, несмотря на нерасторопность Юртайкина, изучением финансовой документации ряда самарских предприятий, по слухам, будто бы занимаются уже совсем другие люди.
На фоне попыток дачи взятки Ольге Михеевой в марте текущего года, на днях стало известно о реорганизации регионального госфинконтроля.