На фоне обострившихся взаимоотношений между Россией, США и Евросоюзом, российские бизнесмены заявляют, что продают свои доли в иностранных компаниях. Например, как сообщила вчера газета
Ведомости, бывший совладелец Gunvor Геннадий Тимченко инвестирует в России деньги от продажи доли в трейдинговой компании. Вероятно, отныне господин Тимченко будет вкладывать свои средства только в России. Хорошо это или плохо для российской экономики? Если структуры Тимченко будут больше платить налогов внутри страны и эти налоговые поступления в последующем не разворуют чиновники, а средства направят, к примеру, в развитие инфраструктуры или на повышение пенсий, то, наверное, в этом можно видеть плюсы.
А тех бизнесменов, кто не торопится проводить политику деофшоризации собственных предприятий, министерство финансов намерено обложить дополнительными налогами. В частности, такая участь ожидает граждан РФ и российские фирмы, которые имеют долю более чем в 10 % в компаниях, зарегистрированных в офшорах. Ведь уходящие сегодня за рубеж средства, по сути, тормозят развитие российской промышленности, федеральный и региональные бюджеты недополучают средства на социальные расходы. Вероятно, офшорная экономика страны - одна из причин, почему сегодня бюджеты разных уровней продолжают наращивать госдолг. Поступления налога на прибыль падают, в то время как социальная нагрузка растет. Сегодня дефицит бюджета увеличивается не только в малых городах, но даже крупные мегаполисы вынуждены наращивать бюджетные долги. Например, вторая столица России - Санкт-Петербург в бюджете на 2014 год заложил возможность рекордного объема выпуска облигаций на 33 млрд рублей. В то время как дефицит бюджета Питера составил уже 47 млрд рублей. А ведь в том же Санкт-Петербурге есть немало крупных предприятий, совладельцами которых числятся офшорные компании, зарегистрированные на Кипре. И возвращение таких компаний в российскую юрисдикцию, глядишь, позволило бы направить налоги от их доходов, к примеру, в модернизацию устаревшей жилищно-коммунальной системы Петербурга.
Рассмотрим такую компанию, как
ЗАО Ломоносовский грузовой терминал. Совладельцами терминала числятся кипрские офшоры - "Сиртек лимитед" и "Фрамено лимитед". Сама компания вот уже который год занимается тем, что проводит работы по организации будущего комплекса по перевалке контейнеров и накатных грузов в Ломоносове. Запуск проекта должны были завершить еще несколько лет назад, но по непонятным причинам сроки открытия порта неоднократно сдвигались. Может быть, иностранное владение компанией и уход от налогов тоже как-то влияют на сроки строительства порта?
Впрочем, судя по открытым источникам Арбитражного суда Санкт-Петербурга, Ломоносовский грузовой терминал, по всей вероятности, втянут также и в разборки вокруг акционеров предприятия. Так, осенью 2013 года некая компания Amadeus Management Holdings LTD (также зарегистрирована на Кипре) обратилась с иском в Арбитражный суд Питера с просьбой обязать компанию Fortex Management Group Inc исполнить принятое на себя обязательство по договору купли-продажи акций компании Ломоносовский грузовой терминал. Но в иске кипрскому офшору было отказано, в том числе потому, что компания Amadeus Management Holding LTD, оказывается, еще в мае 2011 года была исключена из реестра коммерческих компаний за неуплату налогов и других обязательных платежей. То есть, как постановил суд, кипрская офшорная компания оказалась недееспособна и от ее имени не могут заключаться сделки.
Кто стоит за этими офшорными компаниями, сегодня однозначно сказать нельзя. Ходят слухи, что к ситуации вокруг Ломоносовского грузового терминала могут иметь отношение некие высокопоставленные правительственные чиновники. Но ясно только, что, если совладельцами таких крупных предприятий по-прежнему будут числиться офшоры в иностранных юрисдикциях, то скоро их обрадуют новыми российскими налогами. Кстати, говорят, что члены совета директоров грузового терминала уже несказанно рады новшествам министерства финансов России.
Член совета директоров Ломоносовского грузового терминала Игорь Юшин, узнав о новых инициативах минфина России, начал названивать одному высокопоставленному чиновнику минобороны. Не дозвонившись, срочно перезвонил своему бизнес-партнеру Роману Симоненкову...
...А Симоненков находился, тем временем, то ли в каком-то музее деревянного зодчества, то ли в интим-магазине. И никак не мог врубиться, о каких новых налогах ему щебечет господин Юшин.