Национализм в Туве (перепост)

Sep 23, 2010 01:00

Прежде всего, хочу заметить, что в термин «национализм» на территории бывшего СССР вкладывается совсем иное значение, чем во всем остальном мире. Национализм - неотъемлемое и естественное свойство нации (с определением по ссылке в Википедии не полностью согласен - нации формировались задолго до индустриальной эпохи). Другое дело шовинизм - идеология превосходства одной нации над другими со всеми вытекающими последствиями, с чем мы - нацмены СССР столкнулись и продолжаем сталкиваться в РФ.

Нижеописанное - правда. Сам не раз сталкивался и продолжаю сталкиваться с подобным. Ни забыть, ни простить невозможно, особенно то, что приходилось терпеть зачастую от взрослых людей в детстве - тогда, когда не было возможности дать адекватный ответ.

Перепост текста от plimpa:


Национализм в Туве

Национализм, который так волнует всех при упоминании Тувы, конечно, присутствует у нас. Подчеркиваю «у нас», а не «в нас».  Он не носит те утрированные формы, какие были в конце 80-х, когда я не могла найти работу в Кызыле, имея диплом и все привилегии молодого специалиста, натыкалась на отказ, как только переступала порог учреждения и работодатель видел мой тувинский фейс. По телефону все происходило замечательно. Мой русский не выдавал во мне тувинку и меня с радостью, расспросив про образование и прописку предлагали прийти оформиться. Я так и не попала даже в киоскеры. С большим трудом, свекровь, имеющая положение в обществе - жена главного врача лор - отделения республиканской больницы, дочь бывшего премьера Тувы , с кучей знакомых чиновников, устроила меня мыть полы в заброшенных помещениях киновидеообъединения на «Востоке» и по вечерам я удостаивалась права протереть полы в кабинете директора в «Найырале». Мы с мужем готовились к свадьбе и объезжали все магазины, где можно было хоть что-то найти к свадьбе, отстояв 2 км. очередь по талону новобрачных купили 2 шампуня и махровое полотенце, кольца искали в поселке «Каа-Хем», там , на задворках были еще магазины с «дефицитом» наудачу. Нас там чуть не арестовали. Русская продавщица (тувинцы в виде продавцов в Тувинской АССР могли быть только в глухих деревнях с мононаселением) вызвала милицию, увидев, что мы разглядываем витрину, пока она пила невдалеке чай. Это была ее привычная реакция на тувинские фейсы.
Перестройка началась, когда моя подружка Алла, блестяще знающая русский язык и литературу (сдавшая на отлично в Ленинградский институт культуры экзамены) почему-то все бросила и вернулась в Туву, и чтобы успокоить родителей подалась в наше училище искусств, но была завалена легедарной старухой с трехклассным церковноприходским «Платонычевой».
Алка подалась на продавца в торговый техникум и вскоре уже проходила практику в универмаге «Саяны», откуда поисчезали все русские продавцы. Это - началась перестройка. Нет, слава богам, никто никого не убивал и не выкидывал, но народ стал смываться из Тувы, потому что стало ясно -  прежнего распределения  дефицита тут уже не будет (Тува всегда отлично снабжалась, но не до всех это доходило),встал «Тывакобальт», встал «Тываасбест», оборонке уже не были нужны дотируемые предприятия, задержки зарплат исчислялись месяцами (муж приносил буханки денег, перевязанных шпагатом, завернутых в газеты) месяцев за 6 или 8 и снова без денег до следующего года. Вот тогда, когда за опустевшими  прилавками повсеместно  появились молоденькие тувинки, для меня начался отсчет перестройки. Это безоценочное признание. Просто маркер времени был таким. Пышногрудые, хамистые тетеньки с начесами и в золотых перстнях поисчезали, тут и там стояли стеснительные тувинки, перед  абсолютно пустыми полками.

На Наадыме люди давились в очереди, развернутой  в центре города ярмарки, животноводы привезли мясо, сметану, а минторг «выкинул» немного апельсин. Я, беременная, из этой очереди чуть не попала опять в милицию. Меня вытиснули уже перед самым носом продавщицы (русской классической тетеньки), она же видя все, не стала завешивать и отмахнулась. Я заспорила. «Может милицию вызвать? Ишь какая умная! Понаедут тут из аулов!»  В общем, такие эпизоды были не единичны, и милиция забирала даже еще одну мою подругу, преподавателя, когда она заспорила с вахтером, в единственном общежитии  пединститута, куда хотела забежать к знакомой.
На вахтах тоже повсеместно сидели угрюмые русские люди, какие-то мрачные тетки и дядьки с наколками, матерящиеся и злющие, они прибивались туда, может после отбытия срока  и жили на рабочем месте, устанавливая какие-то зековские правила, абсолютно точно отвечая ожиданиям советской системы гипернадзирания за всем.
Сейчас, когда в Москве возродился институт домовладений с консьержами, откуда то  снова выплыли аналогичные типажи , неграмотные угрюмые тетки и бабушки с холодным блеском чекистов в глазах, я съехала из одной  квартиры, не в силах переносить этот ежедневный злобный комментарий и месть, в виде  садистски долго открываемой двери и расспросов.  
За тувинцами в советское время априори не было права возражать, спорить. Система Советов имела и буквальный смысл. Фасад - первый секретарь тувинец, а зам обязательно русский. И у него де-факто гораздо больше полномочий и прав, чем у марионетки. Мнение русских советников было решающим и их статус еще во времена ТНР был выше, чем у  руководителей правительства. Извращенное культуртрегерство  русское население Тувы сохраняет до сих пор. На него еще наслаивается обида. Быль о  том, как на самого Току, объезжавшего «хозяйства» набросилась повариха, не признавшая первое лицо государства описана в книге. Он зашел на кухню, чтобы проверить, чем кормят рабочих, женщина обматерила его: «Ты сначала умывальником научись пользоваться сойот немытый,  потом сюда заходи!».  Мифы и легенды, разоблачающие отсталость «феодального строя» в угоду марксистко-ленинской теории формаций накрыли Туву так плотно, что до сих пор русские уверены, что  тувинцы не выжили бы без этих пресловутых рукомойников и знания кириллицы.
До сих пор русские, живущие в Туве, убеждены, что спасли нас от сифилиса и туберкулеза (завезенного с купцами и беглым людом, лихими золотоискателями). Чумка и холера выкашивали аалы, неурожай, а не венерические заболевания. Половой распущенности в тех масштабах, который так любят живописать до сих пор русские, в Туве не было, тувинки очень брезгливо относятся к запаху пота. Самое настоящее страдание от работы в смешанном  коллективе, по признаниям людей, они испытывают от едкого запах подмышек. Тувинцы в силу другого рациона питания и иных физиологических особенностей, не так сильно потеют, у нас слабая растительность на теле, а запах подмышек - это исключительно редкое явление. «Аштаан орус» - оголодавший русский, так называли русских в 19 веке тувинцы без тени злобы или насмешки. Это такой же этноним, как «Огненная земля», «Бай Тайга» - богатая тайга, «Кара-Хол» - черное озеро.  Первые переселенцы, и те, кто в период второй мировой добирались до Тувы с семьями, действительно попадали в «богатейшую засаянскую землицу». Откармливались. Выздоравливали. Пускали корни.
Тувинские дети хоть и бегали все лето почти нагишом, сверкали здоровыми белыми зубами, румянцем, крепкими пятками молотили бока волов, помогая родителям вспахивать землю под ячмень  и просо, тувинский хлеб и ездили на тех же волах в буддийские храмы, изучать старомонгольскую письменность и санскритские тексты. Сиифилисом, туберкулезом  и невежеством тут и не пахло.

Да, национализм в Туве есть. Пока мне мои русские коллеги журналисты будут говорить «да задолбал этот Наадым и эти тупые животноводы, не хочу я писать про них. Вот Ира Качан тоже сказала, что на фига ей эти тувинские праздники (а тетенька под будущий грант пишет умилительные статьи о тувинской культуре и обычаях, но как выясняется абсолютно бездушно и неискренне) она сказала, что лучше поснимает про Центр русской культуры».  Все отлично. Только не стоило мне об этом говорить молоденькой коллеге, пойманной мною однажды на том, что, скачав из интернета роман про жизнь беспризорных, она в трех номерах печатал его, изменив место действия романа  на Кызыл. Когда с проблемами в редакцию приходят настоящие сироты, обитающие в люках, она отмахивалась от них «Надоели со  своими проблемами, уже мозг вынесли». Не правда ли удобно воровать романы, а не узнавать про реальную жизнь? Я настояла, чтобы Союз журналистов Тувы вынес замечание заочнице журфака НГУ,  никто не хотел этот сор выносить, всем было неловко, но по барабану. Ну подумаешь, своровала, все друг у друга  перепечатывают без ссылок.

Национализм в Туве есть, потому что эта девочка и иже с нею, уверены, что они столп образованности, культуры, цивилизации в этой дикой республике. Они «жертвы» обстоятельств. Они - герои. В этом уверены и бизнесмены имеющие неплохие барыши в Туве, и депутатши, и министры, и плебс. Русская культура с тувинской никак не пересекаются. Не взаимодействуют. Русским абсолютно по фигу, за чем едут сюда туристы  со всего мира. Для них- тувинец, источник опасности. И только. Национализм в Туве есть, потому что со времен СССР  сохранилась диспропорция в распределении «благ» в смысле экономической теории, самые высокодоходные места так и сохранились за русскими руководителями и соответственно, персонал там проходит неписанный фейс -контроль.
Акционированные предприятия, с зарплатами руководителей в миллион рублей в месяц, с окладами по 100 тыс. руб.  «Тыва энерго», ТЭЦ, угольный разрез, из бюджетных МЧС, военкоматы  и Госнарконтроль -  места, куда тувинцам вход воспрещен. Нет, там нет табличек, как в Красноярских клубах «вход для лиц кавказской национальности запрещен» , там просто никогда не возьмут на работу не русского. Проверено. Специально проверяла одна женщина, у которой при пристойной русской биографии есть чувство дискомфорта от того, что она там слышит от коллег и руководителей каждый день в отношении тувинцев и того места, где они так «работают» занимаясь лишь перепродажей энергии.  Я была с сотрудниками МЧС  в небольшом походе, это трудяги, родившиеся в Туве, вроде нормальные люди, но бессознательные нацисты. Они запретили мне и двум тувинцам подчиненным даже коротко, на уровне - да, нет, общаться на тувинском. Они не разрешали этим двум тувинским мужикам заваривать даже в своих котелках чай по-тувински с молоком и солью. Я то знаю, хоть и не любительница, что без тувинского чая тувинцу - хана. Мужики и в походе терпели, как они терпят на работе целыми днями, вроде бы и шутливые и с матерками придирки и ограничения. Но однажды, если напьются, не дай бог, молча зарежут. Безо всяких мотивов на первый взгляд. И боюсь, я пойму почему. В МЧС созданном Шойгу, тувинцы на паре тройке декоративных должностей и мне еще попалась одна техничка. Всё!
Такие моноколлективы - нас самом деле очаги национализма в Туве. Я никогда не слышала от тувинцев какого- то смакования недостатков или странностей русских, я ни разу не слышала негативно окрашенных разговоров на такие темы, и я постоянно слышу, оказываюсь свидетелем подобного трепа в русской среде, там, где меня или принимают «за свою» или вообще не берут во внимание, оккровенничая.
Это постоянное желание поднимать свой статус, быть уверенным в себе, но за счет принижения кого-то - характерная черта советских русских. Тувинские разговоры в дороге в походе, за пьянками, это вспоминание смешных историй, крайне редки категоричные оценки, негативные отзывы, я в этом смысле всегда оказываюсь абсолютно «не тувинкой» со своими расспросами и акцентуализацией. Общение для тувинцев это приятное занятие, не омрачаемое тем, что можно опустить, не упоминать, виртуозно обойти.  Наши культуры никогда не совпадут. Я пыталась об этом писать еще лет пять назад. Попробую найти старый текст.

(кажется, написано в 2003 году)
60 лет вместе, это, знаете ли, подвиг… Понимая это, народная мудрость уже 50-летний порог совместной жизни возвела в «золотой» статус. Тува с Россией прожили дольше и решили помянуть этот факт празднично и с размахом. С сыпающимися с неба парашютистами (чужими), стучащими  пуантами балеринами (на один вечер), лихими гонщиками (напрокат у соседей) и конечно фейерверком сопровождаемым ключевыми русскими словами (самыми  родными  для любых аборигенов на бескрайних просторах России). Вздох восторга от длинного хвоста  петарды вырывается у зевак на площади одновременным, мощным звуком  издающим - Ё-о-о… -  и прекращается вместе с погасшей звездой единым выдохом - …вана! Прислушайтесь как-нибудь, к этому международному возгласу.

Мезальянс  России с Тувой (обе женского рода) скорее подпадает под модель современных  отношений, которая называется шведской семьей. Как известно, в однополой семье не может быть общих детей, что, однако, не препятствует  воспитанию уже имеющегося потомства. Общих детей, кроме (нужных  оборонке до поры до времени) сырьевых  комбинатов между Тувой и Россией  и не было. Историкам будущего предстоит распутывать и  считать, чего у каждой стороны было больше: приобретений или потерь. Живущим здесь и сейчас (надо заметить, живущим лучше, чем в некоторых взрывоопасных регионах) приходится признать, что катастрофических и  ощутимых потерь Тува, в отличие от других  малочисленных народов (вошедших в состав еще царской России) не понесла. Ассимиляции не произошло. Видимо предшествующий опыт тысячелетнего ига различных восточных каганатов (под кем только Тува не побывала) оставил после себя прививку отторжения. Ни языка (основополагающий признак), ни традиций, ни обычаев тувинцы не утратили. И если сопоставить потери России от коммуно-социалистического  эксперимента, то промичуринский социальный  эксперимент по привитию двух кардинально разных культур оказался сравнительно легким  для затерянного в Саянских горах народа.

60 безумных лет совместных тягот: коллективизации, войны, репрессий (в Туве по размаху они были ничуть не меньше, чем у Старшего Брата),  индустриализации, кукурузных эпопей, освоения целины и т.д. так и не разомкнули  психологических границ двух этносов. Но и не углубили существующей цивилизационной пропасти (тувинцы язычники, чья социальная жизнь  регламентировалась родовыми обязательствами и верой во власть Природы и беглые православные крестьяне, открепившиеся даже от барина, рассчитывающие только на себя и Бога), персонажи разных исторических эпох, имеющие за плечами тысячелетний опыт, не совпадающий ни в чем,  волей обстоятельств оказались  в одной упряжи. Единого сплава из такого  разнородного материала не получилось.   Тувинцы продолжают оставаться для русских, (как и русские для тувинцев) фактом окружающего бытия, с которым ты сросся. И относишься вполне безоценочно (за исключением  крайних проявлений  бытового шовинизма, чья природа имеет совсем другую историю и обоснование).

Подтверждение тому ничтожно малое количество совместных браков, генетическое отсутствие у коренного населения интереса к земледелию, огородничеству, при безоглядном желании  жить среди природы, «на воле»; разные векторы  жизненных ориентиров, атавистически коллективистское - что скажут люди? -  у тувинцев и прагматично индивидуалистическое - каждый отвечает за себя - у русских. Эти различия порождают в конечном счете феномен бесконфликтного сосуществования. Параллельного и не пересекающегося. Живя рядом, оба народа имеют мудрость не вторгаться в мир соседа с нравоучениями, сохранять круг собственных интересов и предпочтений. 
Неизвестно, как сложилась бы история Тувы в случае выбора иного стратегического партнера. Но то, что паритет сложившийся сегодня имеет естественную природу, а не искусственно поддерживаемую властью «дружбу народов» (легко мутирующую во взаимную ненависть с террактами, как только ослабевают вожжи)  свидетельствует в пользу того, что прошедшие 60 лет у Тувы с Россией окажутся союзом заключенным  не .           
http://plimpa.livejournal.com/361496.html

СССР, РФ

Previous post Next post
Up