Для
Трибуны Общественной палаты прокомментировал законопроект Роберта Шлегеля, наделяющий Общественную палату правом предлагать законодательные инициативы, которые поддерживают более 10 тысяч граждан.
На мой взгляд, это отличная идея. К сожалению, есть определённые сложности с прохождением законопроектов. Я поработал в Госдуме, видел, как функционирует этот институт. Госдума превратилась в такую цитадель, которую порой взять гражданской инициативе очень сложно.
Во-первых, аппарат Госдумы - это такой барьер, который преодолеть депутату, пусть даже и опирающемуся на поддержку многих людей, очень непросто. Аппарат строит свою работу, исходя только из юридических норм, ну и плюс из каких-то политических моментов. И не смотрит, что даст новый законопроект гражданам.
Во-вторых, вокруг Госдумы сконцентрировался огромный клубок интересов различных компаний. Я лично с этим сталкивался. Это и табачное лобби, и алкогольное, и т.д. И депутаты находятся под персональным контролем менеджеров этих компаний. Некоторые компании даже трудоустраивают туда своих сотрудников, чтобы отстаивать интересы своего бизнеса. В таких условиях единственным способом проведения тех или иных законопроектов остаётся игра на противоречиях. К примеру, между водочным и пивным лобби. И всё равно, это - неправильно.
Поэтому, конечно же, нужен отдельный вход, социальный лифт, который «поднимал» бы важные законы. И главное - отвечал бы на вопрос, как этот законопроект отразится на интересах простых граждан, к чему приведёт его принятие.
Те законы, которые я предлагал, мне удалось провести через Госдуму, например, закон о студенческих строительных отрядах. Сейчас, занимаясь здравоохранением, я пришёл к неутешительным выводам, что ситуация со здоровьем населения определяется так называемыми «вредными привычками», неправильным образом жизни, на что можно влиять, в том числе и законодательно. Я бы предложил Закон об ограничении курения в общественных местах, который сейчас Минздрав и пытается провести. Я бы ещё внимательнее рассмотрел причины, из-за которых мы болеем. Скажу упрощённо: мы болеем на 3 рубля, а денег для лечения у нас есть - 2 рубля. Во всём мире этот рубль, которого не хватает, берут у тех, по чьей причине люди болеют. У производителей алкоголя и табачников, у тех, кто выпускает вредные продукты. А у нас, к сожалению, дешевле пролоббировать и купить депутата, чем провести такие законы.