Реальное время Финам FMОни "раскачивают лодку", - утверждает власть. "Мы спасаем Россию", - огрызается оппозиция. Кто прав? До эфира и после Илья вел себя очень приветливо. Местами даже - чересчур. Шутил, вкрадчиво интересовался тем, как мои дела... Мне даже иногда неловко становилось: вдруг обниматься полезет...
«Неприятно удивил», «не в курсе вообще ничего», «даже газеты не читает…» - появляется вскоре в его посте. 92% в его пользу - «закономерный результат»… Последний мой эфир с Гозманом и Фишманом завершился, по моему, 97% не в мою пользу, но такой радости у своих их оппонентах я еще не замечал.
В общем Яшин, на мой взгляд в очередной раз проявил себя как личность с «политическим» характером. Впрочем, эфир навел меня на некоторые размышления.
Например, обязан ли я, как член комитета по ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ знать точную цифру бюджета Чечни? А Дагестана? Я, если честно, не уверен, знали ли ее Яшин и Пронько (последний озвучивал ее дважды, опираясь на сообщения с форума радиостанции). Тем не менее, есть повод разобраться в некоторых вопросах:
Во-первых, Илья утверждает, что бюджет Чечни на 98% дотационный. Начнем с того, что не на 98% а на 90%, даже чуть меньше. Но самое главное, что это не характеризует всю экономическую систему Чечни. Доходы от нефти там перечисляют в федеральный бюджет. Рамзан Кадыров, кстати говоря, считает, что этот процесс стоит прекратить. По его мнению, потенциал нефтяной промышленности Чечни позволяет добывать до 2-х миллионов тонн нефти в год. Если разрешить тратить эти деньги, дотации будут больше не нужны. Но это - отдельный, в том числе политический вопрос, который не терпит поспешных решений.
В любом случае, если рассматривать ситуацию в комплексе, то окажется, что Чеченская республика - далеко не самый «убыточный» из всех регионов страны. Но формально да - он дотационный. Однако если внимательно посмотреть, то окажется, что по абсолютной величине дотации Федерального бюджета на Чеченскую республику (13 067 001,1 тыс. руб.) более чем в три раза меньше, чем дотации на Республику Саха (Якутия) (39 200 910,4 тыс. руб.). Причем в Чечне живет 1,25 млн. наших граждан, а в Якутии - 0,9 млн.
Во-вторых, Яшин уверен в том, что «правительство Путина за счет наших денег стало спасать олигархов» в 2009 году. Но он почему-то забывает, что многие предприятия бизнес-империи того же Дерипаски - градообразующие. Конечно, можно не любить Дерипаску и испытывать наслаждение, когда его фирмы разорятся в результате кризиса. Но тогда нечего и говорить, например, о Пикалево (глиноземный комбинат в котором принадлежит «Базовому элементу») и организовывать протестные акции. Ещё было бы просто замечательно, если разорилась бы «Группа ГАЗ», которой также оказывалась правительственная помощь. Остановились бы конвейеры ГАЗа, а рабочих- на улицу. Принимать такие решения, конечно, в духе наших ультралибералов.
Но тогда зачем собирать протестные демонстрации, господин Яшин? Почему бы не предложить рабочим, не вписавшимся в рынок, просто «сдохнуть», как это сделали некоторые правительственные чиновники начала 90-х? Зачем тогда вообще говорить о каких-то экономических показателях? Не организуй правительство Путина поддержку предприятий в 2009 году, у нас бы вообще не стало никаких показателей.
В третьих… О засекреченности Резервного фонда. Госдума никогда такое решение не принимала, и принять не могла. Было принято сугубо техническое постановление, в соответствии с которым было разрешено не публиковать данные о зачислении средств в суверенные фонды страны. Данные о размере фондов открыты и доступны.
Речь, по всей видимости, шла о постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2010 года №267. Оно приостанавливало действие ряда нормативных актов. Они регулировали то, из чего будут формироваться и как будут использоваться нефтегазовые доходы федерального бюджета, доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Отныне Министерству финансов разрешается до 2013 года не публиковать и не сообщать правительству эти данные.
Перед этим, в декабре 2009 года в Бюджетный кодекс была принята поправка, в соответствии с которой до 2013 года все нефтегазовые доходы России должны поступать сразу в бюджет. Поскольку сейчас, в сравнении с докризисным временем, мы сталкиваемся с дефицитом бюджета, резервный фонд в любом случае не пополняется, а средства из него постоянно изымаются. Вместо того, чтобы сначала зачислять часть нефтегазовых доходов в бюджет, а затем вновь выводить оттуда ту же сумму, было решено зачислять все доходы прямо в бюджет.
В общем, я благодарен Илье за содержательную беседу и за то, что я расширил свой кругозор изучением бюджета Чечни. И еще… я буду рад, если Илья станет молодежным символом нашей оппозиции. Когда это произойдет, моя страна сможет спать спокойно.
p.s.
Мой учитель как-то сказал: «Достойный человек должен общаться одинаково уважительно и с президентом, и с проституткой». Во время эфира, я, почему то, вспоминал эту фразу несколько раз…