В Памбакском ущелье они погибли с честью, но заменить их было некем

Aug 15, 2024 23:44

... но люди под старыми знаменами в редеющих с каждой минутой шеренгах, держались стойко, дрались со спокойным мужеством, повиновались приказам офицеров, которых становилось все меньше,.. пребывали тверды и безмолвны и питали надежду единственно на то, что в смерти снищут уважение врага, а перед смертью - убьют еще скольких-то.

(Вполне очевидно, откуда)

Сегодняшний день в истории. Текст Андрея Медведева, а я честно попёрла у Ортодокса.


214 лет назад, 14 августа 1804 года, в разгар русско-персидской войны, небольшой отряд под командованием майора Иосифа Монтрезора вышел в свой последний поход. Чтобы совершить невероятный подвиг, который сегодня почти забыт, и мало кому известен.

Русские войска осаждали крепость Эривань, им не хватало продовольствия. Из Тифлиса вышел транспорт с припасами. Ему навстречу отправили отряд Монтрезора. В состав отряда вошли четверо офицеров, 108 мушкетеров Тифлисского полка, 11 добровольцев-армян и один бомбардир при лёгком орудии - "единороге".

Уже 15 августа русский отряд принял первый бой - его атаковала персидская конница. Майор приказал отряду продолжать движение, проложив дорогу штыками. Мушкетёры, встав в каре, двигались по ущелью. За шесть суток они прошли только двадцать верст, но отбили все атаки. Монтрезор не знал, что конница - это только авангард шеститысячного персидского войска.

21 августа русский отряд спустился на Бомбакскую равнину, где как раз и находились персы, а также перешедший на их сторону грузинский царевич Александр. Превосходство в силах у противника - 48-кратное. Персы окружили отряд Монтрезора, потребовали сдаться, офицерам предлагали перейти на службу персидскому шаху ("в плену вас ждут белый хлеб и хорошее обращение").

Русский майор Монтрезор, потомок переселившегося в Россию французского графа Клода Бурдейля де Монтрезора, ответил, что, как офицер, "смерть предпочитает постыдному плену".

Всем в отряде было понятно, что этот бой станет последним. Монтрезор предложил армянским добровольцам покинуть отряд, они ответили: "Да, царю мы не присягали, но он далеко, поэтому мы присягаем тебе и остаемся". Русские мушкетеры заняли позиции возле узкого входа в долину.

Бой длился сутки, постоянно переходя в рукопашную схватку. Монтрезор был ранен в самом начале сражения, но продолжал руководить боем. Когда в живых осталось около сорока солдат, майор сказал: "Братцы, я больше не ваш командир, спасибо за службу и смелость! Кто хочет, пускай покинет меня и спасётся!"

Русские солдаты еще тесней сплотили кольцо, дали последний залп и пошли в последнюю атаку. Изрубленное тело Монтрезора нашли возле пушки. Рядом с ним погибли поручик Владислав Ладыгин и прапорщики Анисим Церец и Михаил Верещаго. В плен попали тяжелораненными 15 человек. Персидский командующий сарханг Мансур, в знак уважения к храбрости противника, разрешил армянам из ближайших селений похоронить погибших в братской могиле.

В сентябре 1804 года на месте последнего боя воздвигли монумент в память о подвиге русского отряда. Император Александр распорядился всем войскам, проходящим мимо памятника отряду Монтрезора, идти церемониальным маршем и возлагать к памятнику цветы.

Андрей Медведев

С "забыт" или "почти забыт" я, впрочем, не соглашусь. Памятник неоднократно разрушался и всякий раз его восстанавливали. На первом было написано «Путник, остановись и с уважением сними шляпу. Не проходи безразлично мимо мраморного светлого захоронения, которое протоколирует имя одного героя, дела которого обеспечат бессмертие его памяти», но и Воронцов нашёл правильные слова.

Параллелей здесь много, и любопытных. Одиннадцать армянских д'Артаньянов ("На мне нет одежды мушкетера, но душой я мушкетёр") Благодарим за предложение, но это тифлисский полк. Тут, пожалуй, следует заметить, что братья Монтрезор (а их было трое - Иосиф, Семён и Антон) воспитывались в Корпусе иностранных единоверцев, который, собственно, предназначался для того, чтобы привить осиротевшим иностранным детям русский патриотизм. По-моему, нам остро не хватает такого заведения.

О двух других ничего не знаю, а Иосиф Монтрезор успел ещё повоевать в наших краях за Анапу - где внезапно хотели устроить базу для будущих операций против России. Ради всего святого, Монтрезор, вставайте, что ли - они опять.

Кстати, выглядел он вот так:



Вообще геополитика - такая же непростая тема, как и выворачивание Канта наизнанку. Ну да, по итогам будет Карабахнаш, а потом Эривань и Нахичевань (между прочим, окончательный вариант мирного договора составлял Грибоедов. В частности, армянам разрешили переселяться в Российскую империю - и мне приятно думать, что через сколько-то поколений Аршалуйс Ханджиян вернула долг благодарности.)

Однако меня печалит, что условный поручик Ладыгин остался лежать порубленный у орудия - независимо от того, дрался ли он за величие империи или за привезти пожрать своему отряду.

капитан бодросовал, и женщины глядят из-под руки, респект и уважуха, брали русские бригады галицийские поля, пропадай моя телега, русская удомля, не могла не поделиться, во всём мне хочется дойти до самой сути, мир сдвинулся с места

Previous post Next post
Up