May 10, 2022 09:34
В черновике письма дед упомянул "Краткие воспоминания об освобождении ст. Обливской", часть которых была напечатана в газете "Авангард" номер 36 от 28 марта 2006 г.
Спасибо интернету, сейчас любую заметку можно найти:
Участвовал в освобождении Обливской
К началу декабря 1942 года наши войска освободили большое количество населенных пунктов Ростовской и Сталинградской областей, а в середине декабря освободили ближайшие к станице Обливской хутора Фролов, Сеньшин, Ковыленский и др. В декабре 1942 года 119 Гвардейский стрелковый полк, 40-й Гвардейской дивизии личный состав роты автоматчиков, связи, саперной и минометных рот и комендантского взвода были в основном укомплектованы десантниками 13 Воздушно-десантной бригады. Я в это время проходил службу в комендантском взводе 119 Гвардейского стрелкового полка, 40-й Гвардейской стрелковой дивизии. Все красноармейцы и командиры взвода были десантники-сибиряки. Командир взвода, лейтенант Рожков, также был переводчиком полка.
30 декабря 1942 года меня вызвали в штаб 119 Гвардейского стрелкового полка, 40 -й Гвардейской стрелковой дивизии. Штаб находился в хуторе Ковыленском, в доме Солодковых. В доме были командиры из СМЕРШа, наш комвзвода лейтенант Рожков, комроты связи ст. лейтенант Белых, комроты автоматчиков и саперов. Совещание вел начальник штаба 119 Гвардейского стрелкового полка капитан Макеев. У меня спросили, знаю ли я расположение в станице Обливской зданий вокзала, МТС, райкома партии, райисполкома, банка, почты, школы. Я ответил, что хорошо знаю, где находятся эти здания. Мне поручили указать местонахождение этих объектов при освобождении станицы. Нашему взводу нужно было взять эти объекты под охрану, а саперам их разминировать. Рота автоматчиков должна была захватить железнодорожную станцию, МТС, железнодорожный мост через Чир и гитлеровский бронепоезд и продвинуться в сторону станции Чернышки. Связисты должны были захватить почту и здание средней школы им. М.В. Фрунзе.
Наступление на станицу Обливскую началось в 21.00 31 декабря 1942 года. С юга от хутора Ковыленского бой вели бойцы 119-го Гвардейского стрелкового полка, с восточной стороны от хутора Фролова - 116-го Гвардейского стрелкового полка. Особенно упорное сопротивление мы встретили под Обливской, в районе поселка Яктыюл. Рота автоматчиков, связи, саперы и наш взвод заняли станицу Обливскую в 22.00 31 декабря 1942 года. На подступах к станице еще шел бой по уничтожению гитлеровцев, а мы уже были в станице. Бойцы нашего взвода взяли в плен трех гитлеровцев - подрывников и «факельщиков». Допросили их. Они указали места закладки взрывчатки на вокзале, МТС и других объектах. К началу нового, 1943 года, все объекты были разминированы и взяты под охрану.
Привокзальная площадь у ж/д станции Обливская была завалена металлоломом от гитлеровских самолетов. Наша авиация в августе, сентябре, октябре 1942 года наносила удары по аэродромам фашистов и уничтожила очень много самолетов. После налета краснозвездных «соколов» фашисты пять-семь дней не бомбили Сталинград, т.к. все вражеские самолеты были уничтожены на аэродромах вокруг ст. Обливской и хутора Сеньшина. Во дворе МТС было много новеньких легковых немецких автомобилей марки «Опель», мотоциклов BMW, велосипедов и грузовых автомобилей. На складах было много продуктов питания и обмундирования.
1 января 1943 года мука, крупы, консервы, немецкое и румынское обмундирование, мотоциклы и велосипеды были розданы населению станицы Обливской.
1 января 1943 года Совинформбюро сообщило об освобождении Обливской. В этот же день мы с сержантом сменились с поста в банке и конвоировали трех пленных немцев в штаб 40-й Гвардейской стрелковой дивизии, который находился в хуторе Фролове. Когда мы миновали пожарище, обломки элеватора и кладбище, на поле между Обливской и хутором Фроловым открылась безрадостная и жуткая картина прошедшего боя за Обливскую. Все поле было усыпано трупами наших и немецких солдат. Трупов наших красноармейцев и командиров было гораздо больше, чем трупов немцев. Особенно поразила нас картина сгоревшего «Студебеккера», полного обгоревших трупов солдат, сидящих в его кузове с оружием в руках. В штабе мы сдали пленных, рассказали о перипетиях боя за станицу Обливскую, участниками которого мы были.
Воины 40-й Гвардейской стрелковой дивизии храбро сражались и всегда побеждали. А наш 119 Гвардейский стрелковый полк всегда был в первых цепях наступления.
П.Т. АБРАМОВ,
бывший гв. красноармеец,
г. Краснодар.
деды,
респект и уважуха,
пусть нам подпоёт седой боевой капитан