Прочитанное

Apr 07, 2019 23:41

Читай-город спросил своих подписчиков, какого автора они выбрали, если бы всю оставшуюся жизнь могли читать только его. Это звучит как проклятие! А люди активно голосуют за Стивена Кинга - двойное проклятие! А ведь Кинг старенький уже, ну максимум 20 лет жизни ему осталось, и нет надежды, что за это время он напишет еще что-то уровня "Побег из Шоушенка". Он вообще давно уже самоповторами занимается. И всю жизнь перечитывать одни и те же сюжеты о ужасах в американской глубинке 80-х годов? И тем удовлетворять свой запрос на художественное слово? Впрочем, на такой диете запрос этот расти не будет...

Небольшой опрос общественного мнения, проведенный мною в комментах к вышеупомянутому посту, показал, что многие выбирают Кинга за объемы, типа, много написал - надолго хватит читать и перечитывать, хе-хе.

Надо признать, про себя снобски удивляюсь взрослым людям, которые не выходят за границы беллетристики. Возможно, тут не обошлось без влияния книжных пабликов, которые активно внушают своей пастве, что любое чтение - благо и развивает мозг.

Запишу, чем я наразвивала себе мозг за последние примерно полгода.

Борис Акунин "Не прощаюсь"
Начну сразу с самого стыдного. Да, я тоже читаю лёгкие книги! А уж завершающий роман серии и вовсе пропустить не могла. В Фандориане есть очень хорошие вещи - "Алмазная колесница", "Статский советник", "Турецкий гамбит", рассказ про старообрядцев из сборника - но после "Колесницы" автор очевидно выдохся. "Весь мир театр" это абсолютный провал от и до. Будь это соответствующий по счету сезон сериала, он стал бы последним. Однако нужно было родить заранее проданные книги, и так появились еще 3 последних романа серии. В "Не прощаюсь" автор быстро спешит разделаться с окончательно надоевшим ему героем, второпях набрасывая убогую любовную линию и невыразительный жизненный финал блистательного Эраста Петровича. В прошлой серии своих книгоотзывов я ругала акунинские же "Времена года", но там, надо сказать, был один действительно хороший эпизод - трагическая гибель семьи главной героини, рассказ о том, как она лишилась мужа и ребенка. Это была выразительная и лаконичная драматичная картина, и Фандорин был достоин такой же, но увы, не повезло ему, пришлось без затей взорваться на какой-то дурацкой самоходной тачанке. Ну хоть отмучился.

Б. Акунин книги из цикла "История Российского государства"
Тут совсем другое дело. Каждый раз жалею, что не по этим книгам я училась в школе. Подача - для школьника идеальная!
Недавно прочитала в статье на wiki, что в числе критиков этого проекта - любимый мною Басинский, в частности, он обозвал эту работу Г.Ш. "дилетант для дилетантов". Искренне не понимаю, за что? За ненаучный незанудный язык? Так и сам Басинский свои книги пишет как живой человек, а не как одеревеневший мозгами профессор. Если есть претензии к правдивости или объективности в освещении фактов - так давайте конкретные обвинения. Книги Акунина рецензируют несколько серьезных ученых-историков. Конкретную критику почитала бы с большим интересом.

П. Басинский "Лев Толстой. Бегство из рая"
Неожиданно для себя плакала горючими слезами в финале. Пронзительно жаль обоих - и Льва Николаевича, умиравшего нелепо, не по масштабу, на провинциальном полустанке в чужом доме, и отверженную Софью Андреевну, что бродила снаружи вокруг и заглядывала в оконные щели. Басинский как исследователь и рассказчик очень крут, многая лета ему, буду читать его всего.

Л. Толстой "Война и мир"
Перечитывала в августе-сентябре. Кое-что открылось заново - просто сердце порвали сцены с умирающим старым князем Болконским, его прощание с Марьей. Кое-что возмущало так же, как и при первом прочтении в 15 лет. Обидно за Соню, несостоявшуюся невесту Коли Ростова. Автор явно и заметно ее не любит без убедительных, да и вообще хоть каких-то причин. Многим помнится шокирующий образ Наташи Ростовой уже после обрастания семьей и детьми, но авторское определение "самка" звучит не такой пощечиной, как слова "кусок человеческого мяса", сказанные Николенькой по адресу собственного ребенка-младенца. Эпилог я в первый раз не осилила вовсе, в этот раз прочла, но всё равно с трудом :)

Ю. Бродский "Соловки. Лабиринт преображений"
Эту книгу я взяла в библиотеке ББС и быстро-быстро читала, чтобы успеть до отъезда. Она большая, роскошно изданная с многочисленными фотографиями автора. Впервые я параллельно с чтением кратко конспектировала основное в специальный блокнотик, чтоб не забыть. Книга замечательная, живая, в ней пульсирует сердце автора и память о людях, чьи жизнь и смерть навсегда связаны с Соловками. Очень рекомендую поискать ее в библиотеках (в продаже-то вряд ли, тираж небольшой. Хотя вышла она недавно, в 17 году). История Соловецких островов, церковные легенды о возникновении обители, крепость старообрядной веры, СЛОН, послелагерный период. Несколько историй оттуда я потом не без успеха пересказывала друзьям - про "чудо избиения" и как в 19 в. английский фрегат крепость повоевал. Автор очевидно церковников не любит, ему есть за что, поэтому истовым православным к чтению не рекомендуется. Я тоже церковников не люблю, но всё же не могу не уважать монастырскую братию, когда под обстрелом англичан монахи двинулись в крестный ход вдоль внутренних стен монастыря. Да, ядра никого не ранили и всего несколько штук перелетело через стену, да, весь этот обстрел чистой воды недоразумение - но это нам ясно сейчас, через время, а те-то монахи, пусть наивные и смешные, в тот день 150 лет назад реально приготовились умирать - и не спрятавшись по подвалам, а с крестом в руках под не киношный свист ядер над головой.

Донна Фоли Мабри "Мод. Откровенная история одной семьи"
Одна обычная американская девочка, так уж получилось, росла без матери. Ее бабушка, укладывая ее спать, вместо сказок рассказывала историю своей жизни - обычной жизни, без каких-то остросюжетных поворотов - как ее еще девочкой выдали замуж, как рано потеряла она первого мужа и не смогла полюбить второго, как рожала и растила детей, как трудно и много работала всю жизнь. Девочка выросла, сама стала бабушкой и, по совету дочери, записала бабушкину историю. Роман неожиданно и внезапно стал бестселлером, наверное, потому, что внучка сумела передать голос и интонацию давно ушедшей бабушки. Как бы та удивилась, узнав, как громко прозвучала ее скромная история!
Когда я начала читать, у меня вызвал сильное недоумение эпизод с повторным браком героини. Она ведь, в общем-то, могла и не выходить за нелюбимого человека, которого ей навязывало общественное мнение захолустного городка. Могла бы уехать в другой город и начать там новую жизнь, это было реально. Однако, когда я дошла до рассказа о том, как женщинам впервые предоставили избирательное право, я поняла, что в то время и в тех условиях у женщины совсем не было права свободного выбора даже в том, что касалось ее частной жизни. У нее в жизни перед глазами не было ни одного примера, когда бы женщина поступила как-то вразрез с мнением семьи, родителей или мужа, или ее церковной общины. Поэтому ей за всю жизнь и в голову не пришло, что можно было бы как-то иначе направить свою жизнь, не по заданным границам. Уже в старости она задумалась, может быть, стоило говорить то и не говорить это, настоять или уступить - но всё в пределах тех самых границ, сломать которые для нее было абсолютно немыслимо.

Е. Никитин "Какие они разные... Корней, Николай, Лидия Чуковские"
Я вообще-то фанат Корнея Чуковского. Правда, дневники его дочитать не смогла по причине недостаточной эрудированности, попозже второй заход сделаю. Эта описательная биографическая книга, насколько я могу судить, вполне объективно изображает всех троих, с причудами их и характерными особенностями.

Л.Чуковская повести "Софья Петровна" и "Спуск под воду"
"Софья Петровна" - история женщины, советской служащей, безобидной и исполнительной, скромной вдовы, никому не сделавшей зла. Никому зла не делал и ее сын, подающий большие надежды инженер-комсомолец и передовик производства - однако однажды его арестовали, и вся жизнь споткнулась и полетела под откос в черный кромешный хаос, увлекая за собой жизни друзей и родных. Страшные описания женской очереди, с ночи стоящей на морозе к запертому окошку. Сразу вспоминается "а здесь, где стояла я триста часов, и где для меня не открыли засов..."
"Спуск под воду" автобиографичный, за героиней отчетливо угадывается сама автор. Оказавшись в добровольном санаторном изгнании, героиня сближается с другим отдыхающим писателем, с которым внезапно находит общее - незаживающий шрам лагерного прошлого. Он сидел, а у нее там сгинул муж. И тайком, украдкой, пользуясь положенными длительными прогулками, она расспрашивает его, пытаясь угадать, какой из его троп прошел ее муж, и в какой момент он погиб. Ночами она тяжело и с трудом записывает собственные воспоминания - как стояла в той самой очереди, надеясь что-то узнать, помочь, передать...
Пронзительно и тяжело. Сталинистов бы лупить по башке такими книгами - иначе ведь одному в другое никак не проникнуть. Ну да, так говорить недостойно воспитанного человека, но я тут недавно решила попробовать писать дневничок для себя одной, а не как будто на трибуне стою. Для себя, я думаю, временами можно быть нетолерантной и несдержанной.

прочитала

Previous post Next post
Up