Пост в двух частях о дальних странствиях, чудищах и чудесах.
Начало.
Амстердам-Берлин.
В оправдание посредственному заголовку, который в моей голове почему-то перехлёстывается с пронзительными песнями Вахтанга Кикабидзе про "проводы любви", я рассказываю любопытную историю подзаголовка. Моя бабушка, подгоняя меня в детстве на вечернюю оперу, всегда говорила мне, чувствительно подшлёпывая: "А ну-ка галопом по европам!" Чувствительный шлепок снаружи, легкое ощущение голода и готовность к созерцанию - это то, чем "галопом по европам" были для меня всегда. Времена прошли, европы изменились масштабами и вместо театра Мусоргского на петербургской площади Искусств передо мной за две недели промелькнули фасадами три (я уверена) наиохуеннейших европейских столицы (Берлин, Амстер и Барса), один город поменьше (Кёльн) и один совсем маленький мапут (Энсхеде). Но с детства вспомнилось всё это про приключения и путешествия - если времени мало, а невтерпёж, надо быстро, мельком, всё и сразу, покрасивее, посочнее, ам-ам!, бегом. И как только две секунды подряд перед глазами была одна и та же картинка, мне кричалось: "Поменяйте слады блять!" и хотелось опять, на всех парах.
В нестерпимо большом отчёте будет много фотографий пальм (которые я видела впервые в жизни с глазу на глаз), фасадов с такими вот ставенками и такими вот балкончиками, которые и в голову не придёт снимать опытному страннику, все грани бездарности человека, который не может держать камеру ровно, и много мата, нелояльности и восторгов, а также гастрономических историй, подкреплённых ценами. Почти как в дневнике из детства: "Мы полюбовались на Неву, заедая яблоком".
А ещё будет что-то типа вот того, что ниже: "Здрасьте, я Алиса! Сзади меня шедевр архитектуры, но обед был сытным и мне похуй на всё, особенно на площадь Испании, и я просто зеваю!" или "Здрасьте, я Паша! Я сегодня опять не выспался, много хожу, мало кушаю, безумен взглядом."
***
Я оказалась в Амстердаме хуй знает во сколько утра под крики молодёжного сборища шумного почти в итальянских традициях - с флажками, транспарантами, шариками - которые явно ждали какую-то шишку. Просто из принципа куртка была сразу же и легкомысленно долой, а на вокзальной площади воцарилась моя румба путешественника. Вы знаете, если кто не знает, Амстердам, мой, как я вспомнила, самый главный европейский город мечты (в силу кстати коллекций Северного Возрождения, на которые я при всех случаях клала толстенный хуй) - это те самые открытки и фотографии в журнале про путешествия, ни больше ни меньше. За всю мою жизнь не припомню более точного совпадения воображаемого и обнаруживаемого. Там везде действительно достаточно дорогие тюльпаны (от настоящих цветов до зонтиков в виде тюльпанов и просто каких-то кондовых дубинообразных тюльпанов в виде сувенира), эти самые деревянные башмачки, в которых рисовали Золушку в советских мультфильмах и которые становятся страшнее с увеличением размера. Там правда эти домики в пару-тройку этажей и эти мостики и мосточки на бесконечных речках и каналах, разницу между которыми обнаружить гораздо труднее, чем, скажем, между Фонтанкой и Мойкой. А ещё там АДОВ сквозина, постоянная перемена погоды, пасмурь на день визита таких неудачников, как я, по-снобски дорого пожрать и очень никак для таких цен.Там при начинающемся ливне, который взялся ну просто ниоткуда, Пашенька, проведший меня по толпе улиц, где никогда не разгоняется запах травы, подарил мне изумительно красивый красный кубик, в котором уместились все мужские клятвы разом =))))))))))))
Аэропорт "Схипхол" - вовсе не вместилеще добра и гуманности, скажу я вам. Там мы на себе узнали про правила перевозок жидкостей в ручной клади ("Скажите до свидания вашему масштабному лаку для волос!" говорят они, скидывают его в специальную урну милостыни для работников аэропорта, и вот зуб даю, наверняка, вечером фасуют по своим ручным кладям награбленное за день и радуют членов семьи бесплатной парфюмерией и большими флаконами духов). В своей аккуратности ощупать меня на предмет бомб милая девушка-надсмотрщик в который раз дошла до сосков и лобка, и того ей показалось мало, а у меня уже в голове крутилась мысль "Где у вас карцер?" А потом мы побежали-побежали-побежели-ПОБЕЖАЛИ на самолёт в самый последний гейт самого длинного отсека, и шарфик мой порхал по всему тоннелю, хватаясь за меня краешком и стюардесса-перехватчица скомандовала бортовому составу что-то в духе "Pavel and Alisa, THEY ARE COMING!" =))))))))))))) и из всех пассажиров корабля мы были самые взмыленные. Тогда я вспомнила, зачем нужны человеку брови согласно эволюции "Чтобы пот со лба не лил в глаза!" и, признаюсь, эволюции я была очень благодарна за то, что оставила на всякий случай такую мелочь над глазами.
***
Берлин оказался, говоря по чесноку, ни хера не тёплым городов и комплект шапочка-шарфик-варежки, не говоря уж о куртке, не терял своей актульаности даже до отъезда 6 марта. Но ёб вашу мать, какая сказка сама Германия и Берлин как её столица!!! Это просто дом родной, совершенно дивный мегаполис, где то и дело встречаются русские надписи, где в каждой дыре тебя накормят чем-то удивительно вкусным, домашним и ни на йоту не соберутся наебать =))))))))))) Что ещё немаловажно, при памятниках Шиллеру и Гёте и почтении местной словесности, никто не станет специально не отвечать на английском (как это любят делать французы), особенно если видят, что ты потерялся и тебе нужна помощь. Коллективный портрет доброго водителя автобуса или уже упоминаемого мной доброго мороженщика, который для любого ребёнка - проводник в мир взрослых - это самое обычное впечатление о немецких людях, с которыми мне пришлось иметь дело.
Было ещё несколько фантастических русских на выезде, и о них отдельно. Первая была в русском отеле на буржуйской улице Кайзердамм. "Ах вы от Лёнечки? Ну проходите!" Она сделала вид, что ей приятно делать нам чай в два часа ночи, сама была огромна, а её улыбка и вовсе перекликалась с чем-то чеширским - дородная гостепериемная еврейская тётя, скрещение русского хлебосольства и немецкой безмятежности.
Второй персонаж был из Риги, владел рестораном и рассказывал про то, что русские свиньи. Я по ходу вспоминала, не в его ли родном городе собираются снести памятник советскому воину-освободителю, а в конце подумала, что даже если это не Рига, то в Риге, наверное, от анологичного памятника камня на камне уже не осталось.
- А я вам говорю, вот что за традиция такая содрать да обмануть? У нас на эту рукколу коровы срут, а в Москве в чашечку насыпят, польют уксусом, 300 рублей. А профессионализм? Никто ж ни хрена не знает по профилю...................
- Ээээээээээээээээээээээээээээ.
Нет, про рукколу он был прав. А ещё про артишоки. Килограмм артишоков - 35 рублей, блюд с артишоками - как у нас с картошкой, а рукколы сыпят так же щедро, как у нас моркови в салат из МакДональдса. Но дядькин тон был таков, что мы заодно со всеми русскими обманщиками ощутили себя дерьмом и побежали от него вон в испанский ресторан, который он нам посоветовал.
В ресторане случилась третья встреча с русским персонажем, но пока ничто не предвещало. Два боливийца или ещё кого ходили из одного зала в другой, с песнями как из "Формулы любви" ("Оно, оно, оно, оно моменто! Оно сантименто, сакраменто, мементо мори!") и выглядело это, как если бы Чиж начал играть фламенко. Нам принесли слишком больших раков, которые были похожи на других животных, потом салат, который мы не заказали, официант с маслеными глазами смотрел мне куда-то мимо лица и было отчего-то плюгаво и странно. Мы ничего не понимали и нуждались в помощи, с радостью ответив, что мы русские. И тут пришло ОНО. Чёрная кожаная куртка, голова-колобок врастает в плечи-колобки без помощи шеи, внешность среднерусской возвышенности, кулаки квадратные, голос заставляет поверить.
- Так ребята, (говор дальнего Подмосковья) вы чё-т не понимаете штоль, вам чё-т надо объяснить?
- (Чуваааааааааааак, ты из другого фильма!!!!!!!!) Ээээээээээээээээээээээээээ. (сказали мы с Петром Иванычем)
- Вы чё-т не пояли штоль?
- Ну нам кажется, что нас просят за что-то платить, за что мы не должны.
- Ну знаете, вапще за всё надо платить.
- (Глубокий вдох, нервный тик правой брови). Извините, я понимаю, что вы говорите, но я не понимаю, что вы имеете в виду.
- Ну мне сказали у вас тут проблемы с переводчиком, я пришёл вас выручить.
- (Глубокий выдох, нервный тик правой брови).
За эти две минуты разговора я успела представить себе все увечья и пытки, которые мы с Пашей можем пережить за два лангуста и салат, который мы не заказывали, мысленно попросить прощения за всё у Бога, в которого начинаю верить только в такие минуты, взять Пашу крепче за руку и передать послание космосу. После фразы "Не помешаю?!", которая скорее была утверждением чем вопросом, мы послушали о празднике Масленицы его сына в славянской школе, о том, как он работает тут охранником и какое-то время назад "русаки отстояли район у турок" =)))))))))))))), о том, что он из Челябинска, живётся ему тут хорошо, хоть и недолго. И наши лица были иллюстрацией картины "Не ждали", а его лицо совершенной арийской глыбы чем-то вроде "Я выиграл в метании молота в 1996-м".
По сравнению с этой историей посещение немецкого зоопарка, весь Остров музеев, храмы и соборы безусловно остаются в стороне. Надо сказать, Берлин - современный и очень ровно-спокойный город, но контраст между Западным и Восточнным виден даже на станциях метро, который в принципе одинаковы. Архитектура в хлам разрушенного города - это площади и отходящие от них проспекты, дома похожи один на другой и совершенно не пленяют фасадами, но при этом Берлин оставляет впечатление дикого комфорта и уюта, места, в котором тебе тепло и как-то совершенно по-родному. Огромный по масштабам и пленительный запахами зелени Тиргартен, двухэтажные автобусы (и никакого лондонского пафоса), сказочно большие площади с миролюбивыми небоскрёбами и куски Берлинской стены, которая для меня воплощение человеческой драмы, навязанной сверху.
Обычная картина встречи с национальным наряду с объявлениями "Ищу работу, могу мыть и убирать" или надписями "хуй" незаметно-иногда. Достопамятен также магазин "Россия", где всё дороже чем везде, с набором неприемлемых для Германии овощей и банками берёзового сока.
Эта красотища в самом центре Берлина, с живописными свалками, кинотеатрами высоколобого кино, изграфиченными подъездами и концептульаными магазинчиками тут и там, которые вопреки неформальству закрываются раньше офисных контор.
Мемориальная доска любимого мной и Пашкой писателя Гофмана, который страшно сказочен и вообще делал вещи получше "Щелкунчика".
Рок-выставка "от 50-х до 90-х", на которую мы взяли и попали между делом и которую явно никогда нереально собрать где-нибудь в Москве. Локоны и пижамы Элвиса, первая гитара Хендри, инструменты Битлз, с которыми они тусовались в Гамбурге, видео Can, куча всяких хроникальных консервАторских телег про то, что длинные волосы - это вредно, отдельная психоделическая стенка и ремикс Маруши на прощание как символ конца рок-н-ролла. Звучало охуенно убедительно.
Наряд Нины Хаген, к которой немцы, как ни странно, по всей видимости относятся с уважением и серьёзно. Также особо трогательны были перепевки немецких "Хей Джо" в исполнении групп с умляутом в названии или гитарные риффы 70-х от какой-то локальной звезды ГДР.
Чья-то обаятельнейшая и очень функциональная гитара-трусы для панк-случаев.
Пашина удачная фотография красивейшего собора, до которого мы так и не добрались и я даже не знаю, как он назыается (простите меня!)
Это тоже вполне "какая-то модель чего-то", снятая моими дрожащими руками. Как сообщил мне один проффотограф, на такие кадры человек, умеющий фотографировать, становится уже почти неспособен, поэтому таковая лоховская манера в почёте, как наскальные надписи или клинопись. Что же касается мест, то в общем, это какой-то культовый для Берлина двор, где начинается район несдержанных граффитчиков, и тут между делом я запущу вам корпоративную телегу: Друзья мои, путешествовать по европейским городам БЕЗ путеводителей Афиши решительно невозможно!!!!!!!!!!!
Вот так выглядит немецкий классицизм и самая архитектурно привлекательная, по мнению традиционнного туриста, часть Берлина. Для тех, кто хоть раз был в Питере или часто гуляет по вылизанной части Москвы, удивления мало.
Башенка Александерплатц и сама Александрплатц, взятая фотографом с болезнью Паркинсона поближе.
Большие деревянные медведи стоят по всему Берлину как символ. СтОят в уменьшенной копии они необоснованно до хуя, поэтому сувениры привезены не были. Медведей очень много, все разные, раскраски от сдержанной до буйной, расставлены произвольно, но неизменно милы. Мы с Пашкой выбрали для фотографии самого летнего и любвеобильного, но если собирать коллекцию обаятельных немецких медведей, то на них надо убить пару карточек для фотоаппарата.