Выставка Томаса Гейнсборо (1727-1788) открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Dec 06, 2019 02:11

с 3 декабря 2019 по 1 марта 2020



В ГМИИ им. Пушкина в Москве впервые открылась выставка Томаса Гейнсборо - одного из самых ярких представителей британской живописи XVIII века. Гейнсборо был портретистом, пейзажистом и гравером. Наряду со своим соперником сэром Джошуа Рейнольдсом, он считается одним из самых важных британских художников второй половины XVIII века. На выставке показано 100 произведений Томаса Гейнсборо из 11 музеев Великобритании, включая Дом-музей Гейнсборо в его родном Садбери, Национальную галерею и Музей Виктории и Альберта, Галерею Тейт, Национальные галереи Шотландии, Коллекции национального фонда, оксфордский Музей Ашмолеан и Музей Холбурн в Бате, где он работал долгое время, а также из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа.



Томас Гейнсборо. Автопортрет. Около 1759 г.

Любители искусства смогут увидеть редкие полотна, ранее никогда не покидавшие зарубежные музеи. В коллекциях российских музеев произведения британских живописцев практически отсутствуют.
Выставка в Пушкинском музее проходит при поддержке компании «Роснефть». Посетители выставки получили редкую возможность открыть для себя разнообразные грани творчества Томаса Гейнсборо.



«Снятие с креста», копия с Рубенса (1765-1770)

Большое значение для Гейнсборо имело знакомство с полотнами Ван Дейка и Рубенса, которые он копировал. Особое место в экспозиции занимает композиция «Снятие с креста» - копия с полотна Рубенса, исполненная Гейнсборо по гравюре Лукаса Ворстермана. Картина Рубенса находится в Антверпене (это центральная часть алтаря в соборе Антверпенской Богоматери), который Гейнсборо посетил значительно позднее, летом 1783 года. Увидев оригинал он сказал: «Примерно так я себе это и представлял». Удивительно, что британский художник выбрал именно эту композицию своего кумира - изображение религиозных сцен не было актуальным для британского искусства XVIII века, и сам Гейнсборо никогда не обращался к подобным сюжетам.

С изучением картин старых мастеров связано появление изумительных сияющих далей в картинах Гейнсборо, не удававшихся мастеру прежде. Манера письма Гейнсборо в корне меняется - становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Современников поражала необычная раскованная манера письма Гейнсборо. Художник кладет мазки быстро и решительно, он как бы рисует красками. Вблизи живописная поверхность кажется хаосом разноцветных штрихов и пятен. И лишь на расстоянии этот хаос отливается в точные, совершенные формы, в художественный образ, полный изысканного благородства. Эффект оптического смешения красок, использованный Гейнсборо, потом, как известно, лег в основу художественного метода импрессионистов и их многочисленных последователей.



«Дама в голубом». Герцогиня де Бофор, 1770-е гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сам он считал себя в первую очередь пейзажистом, но писал много портретов (в ту эпоху только они давали художнику возможность зарабатывать на жизнь своим искусством) и прославился как портретист, хотя обязанно­сти портретиста всю жизнь тяготили его. Любимый художник короля Георга III, написавший 15 овальных портретов королевской семьи и, как его называли завистники, "чертов виртуоз", изменил британское искусство XVIII века, первым увидев личность модели за внешней оболочкой. Гейнсборо часто писал портреты при свечах, дававших мягкий, рассеянный свет, экспериментировал с позами.

Портреты стоили очень дорого, и некоторые аристократы не видели смысла раскошеливаться и платить за них дважды. Его клиенты возвращались к нему лет через пять и просили изменить прическу или костюм, вышедшие из моды. Художник мог искусно переписать портрет. На полотнах менялись прически, платья или даже добавлялись новые герои.



Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом. Ок. 1779-1985. Dulwich Picture Gallery, London



Портрет семьи Джорджа Байяма. 1762-1766 гг.

Глядя на парадный портрет миссис Элизабет Муди, трудно поверить, что художник вписал ее сыновей через несколько лет после смерти матери. Такой они никогда ее не видели. «Портрет семьи Джорджа Байяма» изначально художник написал к свадьбе Байяма и изобразил на нем жениха и невесту с распущенными волосами в светлом подвенечном наряде. Потом молодожены уехали на 6 лет из Англии, а когда вернулись, у них уже была дочка. И художнику пришлось дописывать на картине ребенка, менять образ женщины, которая за годы из невесты превратилась в мать семейства. Так появились строгая прическа и синее платье. Гейнсборо не всегда соглашался переписывать портреты, чем проигрывал своему главному оппоненту, основателю Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдсу, в работе с заказчиком.



«Рыночная повозка», 1786. Фрагмент



Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали. Ок. 1763-1767. Передано в Дом-музей Гейнсборо, Саффолк, на долгосрочное хранение из частной коллекции

Он говорил, что „эти проклятые портреты я бы гораздо с большим удовольствием променял на любой мой ранний пейзаж“. Гейнсборо был пейзажистом, до конца преданным этому жанру. Несмотря на то, что, как писал его современник сэр Генри Бейт Дадли, "именно природа была его учителем, а леса Саффолка - его академией", в пейзажах Гейнсборо все же не стоит искать буквального сходства с пейзажами его родных мест. Гейнсборо писал fancy pictures - то, что сегодня называется «фантазийные картины». Пейзажные фоны были во многих его картинах, но "чистых" пейзажей относительно немного. Они плохо покупались и художнику приходилось с этим считаться. Гейнсборо не писал с натуры, а делал беглые зарисовки и создавал из камней, мха, веток своеобразные модели, используя для получения нужных эффектов освещения камеру-обскуру. Не случайно в лучших пейзажах важную роль играет неожиданно падающий солнечный свет. Отталкиваясь от реального мотива и разрабатывая его как музыкальную тему, Гейнсборо передает свое восприятие мира. Гейнсборо можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.



«Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами», около 1783 г. Пейзаж на стекле

Гейнсборо всю жизнь увлекался различными художественными экспериментами. У него есть живопись на стекле. Гейнсборо заинтересовался изобретением театрального художника Лоутербурга, в 1781 г. придумавшего эйдофузикон - своеобразный волшебный фонарь, в котором на подсвеченном сзади экране демонстрировались картины, нарисованные на стеклянных пластинах. В 1781-1782 годах Гейнсборо создал цикл пейзажей для собственного “волшебного ящика”. Пейзажи, написанные на стекле подсвечивались свечами, но не напрямую, а сквозь белый шелк, который давал немножко холодноватый, рассеянный свет. Сохранилось всего десять таких стеклянных пластин. Из-за своей хрупкости они никогда не путешествовали за пределы Англии. На выставке представлены две редчайшие работы из Музея Виктории и Альберта.

Гейнсборо был лучшим мастером рисунка в Англии и наиболее ярко его дарование рисовальщика проявилось в сельских пейзажах. Некоторые его гравюры, выполненные в офорте (мягком лаке и акватинте), воспроизводят его собственные работы в рисунке. Обе излюбленные техники Гейнсборо блестяще соответствовали мягкому и поэтичному живописному стилю его работ. В офортах, выполненных в очень свободной, чуть «смазанной» живописной манере рисунка, линии процарапаны так, словно они нанесены быстрыми штрихами карандаша. Художник мало использовал гравюру для репродуцирования. Чаще всего его листы становились автономными, оригинальными произведениями, сохраняющими ощущение спонтанности рисунка. Таковы его пасторальные и элегические гравюры 80-х годов с изображением лесных пейзажей с фигурами, повозками или хижинами.







У Гейнсборо была ещё одна страсть - музыка. Музыка - на первом месте, живопись на - втором, говорил художник. Он обладал прекрасным слухом, играл на разных инструментах (скрипке, гитаре, клавесине, флейте) и коллекционировал их. Инструмент, которым он действительно хорошо владел, была виола да гамба, не случайно он дружил с Абелем. Современники пишут, что игру медленных частей сонат можно было даже принять за игру Абеля. Гейнсборо писал портреты музыкантов и жанровые сценки с музицирующими, детально прописывая флейты и виолончели. Портреты Карла Фридриха Абеля, Томаса Линли и Анны Форд можно увидеть в Белом зале. В своих работах Гейнсборо изобразил практически все музыкальные инструменты XVIII века.



Портрет К.Ф. Абеля. Около 1765 г.



Портрет Анны Форд. 1760 г.



Портрет Луизы, леди Кладж. 1778 г.

Выставке посвящен ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» - в его рамках в музее с 1 по 23 декабря состоятся «Прогулки с Томасом Гейнсборо», где будет много английской музыки. Посетители не только увидят работы художника, без которого невозможно представить английскую живопись XVIII века, но и смогут услышать эпоху Гейнсборо.

выставки, Британия, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Гейнсборо, искусство

Previous post Next post
Up