Одни только великороссы отличаются каким-то параличом национальности

May 23, 2024 16:59

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918): "Да будет мир между всеми народами, но да знает каждый свои границы с нами! И иностранцы, и инородцы могут жить в земле нашей, но лишь под двумя условиями: или они должны быть временными гостями, не стесняющими хозяев ни количеством своим, ни качеством, - или они должны усваивать нашу народную душу через язык, обычаи, законы и культуру нашу. Никаких иных государств в нашем государстве, никаких чуждых колоний, никаких отдельных национальностей, внедренных в нашу, мы допустить не можем, не обрекая себя на гибель. Вот почему мы миримся с крохотными народностями, растворяющимися в нашей, господствующей, если это растворение идет безболезненно и не слишком понижает качество нашей расы.
Но если чужеземцы принимают огромную славянскую империю за питательный бульон для своих особых национальных культур, если они заводят особые, враждебные нам колонии, особые племенные сообщества, чуждаясь языка и духа русского, - мы обязаны всемерно этому препятствовать.Унаследовав от предков такое бесценное благо, как независимая государственность, мы обязаны передать его дальше, в долготу веков, усовершенствовав и возвеличив. Понаблюдайте, как вторжение инородцев во все профессии вытесняет в них русских людей, и как государственная и общественная власть постепенно делаются инородческими.

Казалось бы, не все ли равно, кто нами правит, свой или чужой. Если чужой правит лучше своего, то и слава Богу. На деле это вовсе не все равно. На какой бы должности ни являлся немец, он неизменно начинает покровительствовать немцам. Куда бы ни проник поляк, глядишь за ним, как нитка за иглой, тянется длинный хвост родственников и знакомых, и через недолгое время все учреждение становится польским. Армянин покровительствует армянину, еврей - еврею. Даже среди малороссов чувствуется повадка вытаскивать своих земляков.
Одни только великороссы отличаются каким-то параличом национальности. Им все равно, кому бы ни протежировать. Не по святости, а по глупости нашей для нас несть ни иудей, ни эллин, причем и иудея, и эллина мы принимаем часто с большой охотой, чем своего брата - великоросса. Гибельная черта, воспетая Достоевским, «всечеловечество» наше, способность всем сочувствовать и во все перевоплощаться, чаще ведет к тому, что нас седлает всякий, кому не лень.
Важный начальник - великоросс думает, что совершает великодушный поступок, предоставляя хорошо оплачиваемое место поляку или немцу. Он не хочет сообразить, что если поляк или немец - хорошие работники, то среди русских нуждаются в труде и поддержке еще лучшие работники. Превосходительный покровитель не соображает, что протежируя иной раз хорошему работнику-инородцу, он одновременно протежирует бездарной или посредственной его родне. Целые ведомства у нас засорены инородцами, и в степени прямо-таки опасной".

"Великороссийская идея" 1913 год.

ПОМОЩЬ БЛОГУ
Карта Сбер 2202200806095756

общество, русские, Россия, государство, менталитет, история

Previous post Next post
Up