Сталинская модернизация: мифы и реальность

Apr 11, 2024 15:25

Андрей Медведев сделал прекрасную заметку https://t.me/MedvedevVesti/17271, в которой поднял тему «сталинской индустриализации», а именно помощь американских инженеров, которые сделали советское «экономическое чудо». Расскажем об этом подробней. В первую очередь необходимо вспомнить имя прямого ученика Генри Форда - Альберта Кана https://news.rambler.ru/other/44009000-kak-albert-kan-postroil-sovetskuyu-promyshlennost/, совершившего революцию в промышленном строительстве. Кан применил фордовскую конвейерную систему к промышленной архитектуре и строительству. Кан превратил промышленную архитектуру из сложной творческой задачи в задачу чисто техническую, типовую, поставленную на конвейер. Проектирование и строительство зданий стало в его системе своего рода промышленным производством. Если раньше на проектирование завода уходил год, то теперь начать строительство можно было уже через месяц после заказа. Пока «дорисовывался» проект, уже начинали рыть котлован, панели и блоки заказывались у подрядчиков. Механизм работал слаженно и четко. Решительно все - от ферм перекрытий до дверных ручек - подверглось стандартизации. В итоге бюро Кана экономило на административных расходах, издержках и производственном процессе, скорость которого возрастала в несколько раз. Строительство превращалось в монтаж. Именно Кан является одним из главных создателей Детройта - промышленного города, где собирались автомобили Генри Форда. Лидеры большевистской партии пристально присматривались к американским новациям в сфере организации труда. В их основе лежал строгий расчет пространства, сил и времени для того, чтобы рабочий был максимально эффективным.

После того, как спустя десять с небольшим лет большевистского правления в России стало ясно, что страна в своем техническом и промышленном развитии отброшена на десятилетия назад, опыт Кана и Форда был востребован для нужд индустриализации уже при Сталине. Поэтому еще при правительстве Рыкова в 1929 году советская делегация во главе с М.Литвиновым отправилась за океан просить помощи у проклятых капиталистов. И вскоре в западном направлении из СССР вновь оправились потоки разнообразных ценностей для оплаты столь нужного судьбоносного заказа.

Кан стал одним из главных «архитекторов» советской индустриализации, позволившей буквально за десятилетие с небольшим поднять из руин промышленность, разрушенную революцией. Пробным проектом, осуществленным его Архитектурным бюро, стал Сталинградский тракторный завод, как и большинство подобных советских объектов того времени - предприятие двойного назначения (от производства тракторов было легко в случаен необходимости перейти к строительству танков). Бюро Кана брало на себя обязанности не только проектировщика, но и генерального подрядчика строительства и поставщика оборудования. Поскольку в СССР не было промышленности, способной изготовить необходимые «части» завода, то весь завод «под ключ» произвели США. За полгода Сталинский тракторный был спроектирован, изготовлен, доставлен морем в СССР и собран в необходимом месте.

Советский «менеджмент» был в шоке от подобных темпов строительства, поэтому сразу же - в феврале 1930 года - Альберту Кану предложили новый контракт. В его рамках бюро Кана становилось главным консультантом советского правительства по промышленному строительству. Теперь от американцев требовалось построить «большую группу заводов». Стоимость контракта составляла $ 2 млрд (или $ 250 млрд в современных ценах). В 1930 году в Москву прибыл «филиал» бюро Кана. На тот момент «московский офис Кана» был самым крупным архитектурным бюро мира. За три года работы через него прошло около 4 тыс. молодых советских специалистов.

Сам Кан сильно недоумевал от такой текучки кадров, а для советских товарищей это был просто способ обучить необходимым навыкам профессии достаточное количество молодых специалистов.
За три года бюро Альберта Кана в Москве спроектировало и построило 521 объект. Были возведены тракторные и танковые заводы, станкостроительные, прокатные станы, литейные и автомобильные заводы, авиационные, алюминиевые, химические, ткацкие фабрики, предприятия по производству сопутствующих товаров (посуда, консервы), вся шарикоподшипниковая промышленность СССР была создана с нуля. География - весь Советский Союз.

Однако вскоре в печати началась спланированная кампания против Кана; его обвинили в «хлестаковщине», и вскоре контракт с ним был разорван. Многие русские инженеры, работавшие в московском бюро Альберта Кана, оказались обвинены в шпионаже и репрессированы. После травли была дана команда на замалчивание. Сотрудничества с американцами отныне не существовало, будто никогда и не было на советской земле никакого Альберта Кана. Хотя еще в 1932 году в фундаментальном труде «Фабрично-заводская архитектура» каждая страница пестрит ссылками на «американский опыт». Таким образом, именно американские технологии, за которые большевики расплачивались за счет ограбления страны, прежде всего крестьянства, не считаясь ни с какими жертвами, легли в основу т.н. советского «промышленного чуда».

Как видим, со стороны представителей крупного капитала, базировавшихся в США, имела место помощь как Германии, так и СССР. В начавшейся вскоре войне между ними главными бенефициарами стали банкиры Уолл-Стрит, сумевшие после войны сделать свой доллар главной мировой валютой. Именно они, будучи тесно сращенными с разведчиками и политиками, смоделировали, спланировали и косвенно разожгли глобальный мировой конфликт (о чем, в частности, подробно говорит Энтони Саттон - один из тех, на кого ссылаются в вышеупомянутой статье). Необольшевики часто выгораживают их, односторонне сваливая всю вину за помощь нацистам на «антисемита» Генри Форда. Это говоря мягко - очень нечестная и манипулятивная позиция.

https://t.me/tsarkrest/13001
https://t.me/tsarkrest/13002

ПОМОЩЬ БЛОГУ
Карта Сбер 2202200806095756

промышленность, индустриализация, производство, Сталин, США, история, СССР

Previous post Next post
Up