Детализируем принципы, по которым сформировались нынешние российские элиты.
В мире можно выделить, упрощая, три вида элит:
традиционные аристократические
новые меритократические
посткоммунистические
Структурной особенностью первого вида элит - является передаваемая по наследству власть, интеллектуальный и финансовый капитал (национальный капитал!). Отличительная черта аристократии и главная причина обладания привилегиями - ПРЕДАННОСТЬ нации. Основная профессия аристократа - военный. Основная собственность аристократа - ЗЕМЛЯ и иные активы, сконцентрированные в СВОЕЙ СТРАНЕ.
Наиболее иллюстративным примером принципа “привилегии за лояльность нации” являются потери среди представителей английской аристократии во время Первой Мировой. Поразительно (для постсоветского человека) то, что английская аристократия как класс потеряла больше в процентном отношении людей, чем английский пролетариат. Это, кстати, хорошее опровержение теории про капиталистических угнетателей трудового народа. То есть настоящий аристократ - никуда не денется в лихую годину, не начнёт судорожно искать “варики” получить мальтийский паспорт и выводить активы в оффшорки, но поведет своих людей в бой и погибнет в первой линии.
Рассмотрим менталитет меритократических элит. Он весьма многогранен - имеет как положительные, так и отрицательные для национального самосознания свойства. Лучший вариант - self-made man, поднявшийся из низов благодаря личному упорству и таланту, последовательно выполняя конкретные правила, которые устанавливает общество - хорошо учился в школе, в университете, много и ответственно работал - по итогу вскарабкался наверх. В здоровом обществе рекрутинг элит среднего ранга должен формироваться как раз из такого рода людей. На западе это до недавних пор было вполне традиционной моделью формирования элит. Это обеспечивалось качественным высшим образованием и соц. лифтами.
Однако у подобного рода людей развивается довольно своеобразный взгляд на вещи, по достижении ими высоких позиций во власти и серьёзных постов в компаниях - и нет, они не становятся национальной аристократией. Так как нет тех естественных привилегий, которые каждый аристократ имеет по праву рождения, у них не развивается и тех обязательств перед своей страной, которые накладывает статус аристократа. Рассмотрим конкретный феномен: московский инвестиционный банкир может с лёгкостью уйти в Дойче-Банк, переехать на лучшую позицию в Сингапур, в Лондон, в Дубай - куда и когда угодно - вопрос выгоды.
Потому что вы мне никто.
Я в первую очередь ФУНКЦИЯ - без рода и племени, и ничего никому не должен, а всего я добился своим упорством, трудом, а где надо - жопой. По той же логике работает, к примеру, евробюрократ из стран восточной Европы. Когда у него появится возможность, он эвакуируется из своей Болгарии от “пловдивских рыл” в места, где у людей лица покрасивее, все улыбаются и вежливы. Например - был в болгарском центробанке, перешёл в Европейский Банк реконструкции и развития - курировать инвестиции в Балканы. Или из национального правительства перешёл в Еврокомиссию. Именно поэтому в восточной Европе наблюдается успех популистов. Доходит то того, что к людям, владеющим иностранным языком на руководящих постах в Болгарии относятся с недоверием. Потому что где гарантии - что ты все не бросишь и не уедешь на Запад. Отсутствие национальных элит, готовых брать на себя ответственность - существенная проблема для страны, которая уже потеряла 20% населения за прошедшие 25 лет - и потеряет еще столько же к 2050 году. Особенно остра проблема, когда в своей собственной стране никаких социальных лифтов - нет и быть не может, кроме эмиграции. Грецию таким образом покинуло уже 500.000 молодых греков.
Это 5% населения - и именно они критически важны для развития государства.
И третий вид современных элит - посткоммунистические. Это, собственно, наш вариант, представленный смесью бывшей партийной номенклатуры, выходцев из КГБ и иных спецслужб, всевозможные гешефтмахеры, которые на волне 90-х смогли быстро адаптироваться и успеть к переделу соцсобственности, а также этнокланы. Причём кланово-номенклатурная система распространяется на все государственные сферы: кланы формируют ректоры университетов, академики, главврачи клиник.
Причём этнические русские довольно быстро начинают формировать эдакий “этноклан”, но не совсем по этническому признаку. К примеру, в одном из столичных университетов, в котором имел честь учится автор этого текста, этнически русский ректор назначал преподавателями на кафедры своих земляков, выходцев из одного города центральной России. Какие, в связи с этим, возникают проблемы с качеством элиты: закостенелая кланово-номенклатурная система не имеет в себе развитых карьерных лифтов и прозрачных правил, что характерно для меритократии. Это обессмысливает попытки талантливой молодежи из среды ” народной интеллигенции” пробиться в этом болоте и самореализоваться. Остаются три выхода:
Постараться примкнуть на вторых ролях к некоему клану
Уйти из профессии, где для тебя отсутствуют шансы карьерного роста
Эмиграция - попытка с позиции аутсайдера на птичьих правах вскарабкаться по западной меритократической лестнице, используя свои таланты и упорство.
Собственно, по такому пути и идёт большинство греческой и восточноевропейской молодёжи. Западные же страны прекрасно понимают, что к ним едет ресурс для эксплуатации без особых вариантов в жизни - им можно отдавать всю низовую работу, а самим занимать места на вершине пирамиды. К примеру, во многих немецких университетах уже более 60% аспирантов являются иностранцами. При этом профессора, руководители групп - за редкими исключениями, местные. Тоже самое касается и медицины.
Российская Федерация находится при этом в гораздо более выгодном, в плане утечки человеческого капитала, положении чем страны восточной и южной Европы. В частности, Россия никак не интегрирована с Европой в плане стандартов образования + легальный статус мигранта из РФ равен легальному статусу африканца - то есть гражданство страны не-члена ЕС. Это существенно осложняет возможность для тех же врачей уехать работать из Москвы в Германию. А вот у их коллег из Афин или Лиссабона таких проблем нет - диплом признают по всему ЕС, проживать они имеют право в западной Европе без всяких виз, “блю карт” и ПМЖ.
Более того, в России вообще гораздо мягче порядки - человек с высшим образованием вполне может поменять профессию, может заняться “купи-продай”, можно с куда большей лёгкостью не платить налоги (которые к тому же ниже чем в ЕС), можно вообще много чего, а плюс ко всему в РФ нет откровенной нищеты, которая вынуждала бы людей бежать из страны. Для примера: в Италии украинцев проживает в 6 раз больше, чем людей с российскими паспортами (а в РФ в 3 раза больше население) - то есть миграция в 18(!) раз интенсивнее.
В итоге - имеем ситуацию, в которой власть откровенно пренебрегает человеческим капиталом, которому позавидует любая Польша и Португалия.
По поводу российской элиты - в принципе, довольно глупо удивляться тому, почему после распада совка у нас не организовались национальной аристократии либо подобия западной меритократии. Советская номенклатура имела власть, но лично им не принадлежало ничего кроме “Волги”, убогой дачи в Подмосковье и прав на путевку в ведомственный санаторий. Более того, их уровень образования и компетенций был не сравним с тем, что присущи традиционной аристократии. Тезис “Кухаркины дети будут править государством” никто не отменял. Таким образом, получаем слой людей, которые ничем не обладают, уровень образования которых не отличается от колхозника или рабочего, но при этом они наделены полнотой власти. Абсурд. И каким образом из этого могло получиться что-то иное, что получилось? А именно, в 90-е они стали расхищать бывшую соцсобственность, используя своё положение.
Некоторые особо наивные товарищи долгое время полагали, что их дети смогут стать неким подобием европейской аристократии, “международной элитой” в Лондоне. Как показывают последние события с господином Абрамовичем, которому не продлили британскую визу как последнему гастарбайтеру, данные мечты не имеют ничего общего с реальностью. Реальный статус российского элитария на Западе - маргинал, которому позволяют посидеть в одном салоне с приличными людьми и заплатить. Ни больше, ни меньше.
Их дети, которые учатся в лучших вузах Британии и Швейцарии - помимо чисто образования, что не является главной функцией элитного университета - никак не социализируются в среде детей настоящей европейской аристократии. Они не получают ценных связей, без которых на западе ты не более чем аутсайдер с дипломом и некими компетенциями. Я имел возможность общаться с тусовочкой детей российской элиты в одной европейской стране - их положение весьма печально. Их даже немного жалко - они маргиналы в социальной изоляции, общаются с себе подобными из Южной Америки и арабских стран. Да, могут все купить. Но самого главного им не продают.
Ну и конечно же - сложившаяся постсоветская клановая система должна быть решительно реформирована. Без создания мощных социальных лифтов, прозрачных правил и реальных карьерных перспектив - государство будет игнорироваться со стороны молодежи и находиться с ней в немом конфликте. На данный момент молодёжь при проявлении инициативы и энергии со своей стороны сталкивается с пинками от системы и быстро приходит к осознанию своей никчемности и бессилия. В условиях давления со стороны запада и вообще глобальной нестабильности власть должна превращать образованную молодёжь в своих союзников. Для этого нужно ей просто дать заниматься своим делом и получать от этого определённый выхлоп, который будет иметь экономическую целесообразность.
Конкретика: не может быть так, что студент-медик 6 лет учится, вероятно, что за деньги (качество этого образования не буду поднимать), а затем должен отучиться ещё минимум два года в ординатуре на узкого специалиста (это при этом не учёба, а полноценная тяжёлая работа). При этом бюджетных мест выделяют на 1000 выпускников порядка 100. Остальные вынуждены либо платить (до 700.000 за ординатуру, да - платить за то что выполняют работу), либо уходить из профессии (а зачем тогда государство финансировало эти бюджетные места 6 лет кряду), либо подписывать “целевой контрактикс” на три года с клиникой в провинциальных регионах дабы получить бюджетное место (и то только по той специальности что даёт регион).
После окончания 8 лет пинков и унижений молодой врач не имеет денег, не имеет гарантированного трудоустройства - значит не может создать и содержать свою семью, не может приобрести недвижимость. Он просто не самостоятелен, что неминуемо отражается на морально-боевых качествах взрослого мужчины 26-30 лет. При этом надежд на карьеру он не испытывает, ибо теплые места положено занимать клановым упырям. Является ли подобное положение соответствующим статусу элиты и той ответственности, которая возлагается на врача?
Ежели создать минимально приемлемые условия для молодых кадров - недоверие к системе быстро растворится и “народная интеллигенция” перейдёт к продуктивному сотрудничеству. Нельзя сформировать элиту, если она должна отвечать за все, но не обладает ни статусом, ни благосостоянием, свойственными элите. Данная проблема была довольно успешно ликвидирована в армии - когда ранее русский офицер имел статус полубомжа-полукрепостного. Точно то же следует провести в отношении медицины и науки - вернуть этим специальностям статус, положенный им в соответствии со здравым смыслом и важнейшей функцией, которую они несут в обществе. Но детали реформирования медицины, пожалуй, оставим для другого текста. А вообще на тему инвестиций в человеческий капитал есть хорошая немецкая поговорка: “Wertschöpfung durch Wertschätzung”, что переводится как “создание добавленной собственности путём уважения к сотрудникам”.
http://vespa.media/2018/07/-