И. Шафаревич: «Русофобия внутри страны - духовный аналог СПИДа, поражающего защитную систему народа»

Jun 03, 2023 15:42



Сегодня, 3 июня, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и общественного деятеля Игоря Ростиславовича Шафаревича. Он родился в Житомире, отец был преподавателем теоретической механики, мать - филологом. Будучи школьником, талантливый юноша сдал экстерном экзамены на мехмате МГУ, а после получения аттестата об окончании средней школы был зачислен сразу на пятый курс и в 17 лет окончил университет. В 19 лет он стал кандидатом наук, в 23 года - доктором, в 35 - членом-корреспондентом АН СССР, а через год - Лауреатом Ленинском премии. И.Р. Шафаревич был основателем Российской школы алгебраической геометрии и иностранным членом многих европейских академий наук, а также Национальной академии наук США.

Шафаревич был человеком высокой культуры и широкой эрудиции, владел несколькими иностранными языками, историей увлекался почти одинаково с математикой, хорошо знал литературу, любил поэзию. Истинно интеллигентный человек, без тени высокомерия, мягкий в личном общении, умевший слушать и слышать, он обладал ярким общественным темпераментом. Как сказал о нем профессор мехмата МГУ М.И. Заикин: «Гениальный математик, замечательный гражданин и абсолютно бесстрашный человек».

В 1955 году Шафаревич поддержал протест ученых-биологов против лысенковщины (практика идеологической борьбы с научными оппонентами в естественных науках, сложившаяся в СССР в 1933-1965 годы). В 1960-е годы выступал в защиту прав верующих и Православной Церкви, протестовал против использования психиатрии как средства политических репрессий, написал письмо с протестом против выдворения из страны А.И. Солженицына. Он критиковал бесправное положение колхозников, расхождения между словом и делом партийных бонз. Шафаревича называли диссидентом, однако в отличие от диссидентской либеральной тусовки, которая восхваляла Запад и навешивала все грехи советского режима на русских и ненавидела Россию, Шафаревич считал главной жертвой марксистско-ленинского эксперимента именно русский народ, боролся за его права и всем сердцем любил Россию.

А.И. Солженицын называл И.Р. Шафаревича «двудюжим», поскольку он был не только гениальным математиком, но и одним из самых глубоких и оригинальных мыслителей и публицистов. Стремление к универсальному познанию мира и природный талант позволили ему перешагнуть границы своей профессии и преодолеть существовавшие идеологические рамки.
Шафаревич - автор целой серии книг, посвященных анализу духовных основ русского народа, исторического пути России, ее будущего и роли в мировой битве цивилизаций. Математически выверенные с точки зрения логики, написанные с болью и любовью к Родине, они не потеряли актуальности и сегодня.
И.Р. Шафаревич если не первый, то одним из первых заговорил об опасности русофобии, когда это слово было в нашей стране под запретом. После появления его книги «Русофобия» (была опубликована в «Самиздате» в 1982 году, а в 1989-м - в сокращенном варианте в журнале «Наш современник») он был подвергнут остракизму и у нас, и на Западе.



Посчитав поначалу Шафаревича «своим» за его острую критику советского режима, «демократическая оппозиция» переориентировалась и подвергла Шафаревича мифологизации и табуированию, превратив в нерукопожатного как якобы антисемита, черносотенца и националиста. Аргументами его идейные противники себя не утруждали, просто превратили в фигуру умолчания, не поместив информацию даже о его кончине в 2017 году.
Все книги И.Р. Шафаревича написаны с любовью к России и ее народу. Он видел большую опасность в слабости русского самосознания, что явилось результатом насильственного превращения его в советский народ, вытравливания репрессиями и гонениями чувства русскости. Разложению национального духа еще задолго до революции способствовал тот слой российской либеральной интеллигенции, который, как писал А.С. Пушкин, «нежно чуждые народы возлюбил и мудро свой народ возненавидел».

Что же поможет русскому народу почувствовать себя не собранием индивидов, а единой общностью? И.Р. Шафаревич считал, что этому научит сама жизнь, угроза существованию России заставит понять: чтобы выжить, ты должен чувствовать себя русским, жизни своей не жалеть ради своей Родины - России. Именно этот процесс мы наблюдаем сегодня, когда очередное нападение на нашу страну мечтающих подчинить Россию последователей Наполеона и Гитлера, требует объединения тех, кто хочет жить в независимом суверенном Российском государстве.
Услышим предостережение И.Р. Шафаревича: «Угасание патриотизма - верный признак начала конца народа... Русофобия внутри страны - духовный аналог СПИДа, поражающего защитную систему народа».

Юрий Кот
https://dzen.ru/a/ZHrBtXPTRWN2llGx

***
Холмогоров. Побудительным мотивом написания «Русофобии» было решительное отрицание мнения, что сталинский тоталитаризм является естественным продуктом русской истории, а не революционным насилием над нею, что Сталин - это продолжение Ивана Грозного, Петра и вечной русской тяги к хозяйскому кнуту, что для русской души свобода невозможна.
Шафаревич категорически отрицал этот русофобский дискурс и не без недоумения относился к ситуации, когда его во многом единомышленники фактически приняли основные тезисы русофобской историософии, только с обратным знаком, заявив, что да - русскому человеку свобода не нужна, великий Хозяин наш вечный исторический архетип, от Грозного до Сталина, а неоопричнина наш политический идеал.
Перу И.Р. Шафаревича принадлежит работа «Русские в эпоху коммунизма» - своего рода оппонирование построениям Вадима Кожинова, создателя мифа о постепенной русификации сталинизма и благодетельном 1937 годе. С фактами в руках Шафаревич показывает, что и при Ленине, и при Сталине, и в дальнейшем коммунизм был заточен против русской национальной жизни, в частности - против крестьянства, как наиболее конкретной формы этой жизни. Полный текст: https://dzen.ru/media/holmogorow/igor-shafarevich-pobedivshii-rusofobiiu-100-let-russkomu-mysliteliu-647b61d4fbbc155f7962168e

ПОМОЩЬ БЛОГУ
Карта Сбер 2202200806095756

Холмогоров, общество, наука, Шафаревич, Россия, патриотизм

Previous post Next post
Up