К вопросу о «светском национализме»

May 06, 2023 16:08

Игорь Друзь. Намедни пообщался после долгого перерыва с одним знакомым предпринимателем, далеким от Церкви. Еще год назад он бил себя в грудь, что он - русский националист, триколоры у себя развешивал дома и на даче, песни патриотические включал и т.д. Однако ухудшающаяся экономическая ситуация нанесла большой ущерб его бизнесу, а неуспешный для нас ход боевых действий на Украине - моральный ущерб его самооценке. И вывалил мне, что собирается продать активы и эмигрировать в Америку, которую еще недавно костерил последними словами, а теперь стал нахваливать. То есть данное лицо готовится сменить политическую нацию, перейти из русской в американскую. Пока такие «переобувки» еще не носят массового характера, но и редкостью быть перестали.
На Украине, где политические векторы и власти менялась гораздо чаще, чем в России, я такое явление наблюдал часто. Например, на моих глазах один человек сначала искренне ассоциировал себя с советской нацией, потом - с украинской, а потом он уехал в США и стал считать себя стопроцентным американцем. Выглядит все это очень неприглядно, но вполне логично и закономерно для адептов государственного, светского национализма. Если у патриотизма нет сакральных корней, то он в принципе не может быть по-настоящему стойким и стабильным. В этом случае человек ассоциирует себя с сильной армией, порядком и достатком в стране, с красивой культурой. А если армия окажется недостаточно сильной, а порядок и достаток рухнет, то зачем себя ассоциировать с этой политической нацией-государством, если можно с другой, более успешной?

Могут возразить, что наша культура и язык в любом случае остаются развитыми и родными, и переход в другую нацию создает трудности в этом плане. Однако в нынешнем мире переход в иную политическую нацию вовсе не подразумевает обязательный отказ от своего языка и культуры. В той же Америке, Германии и Франции есть русскоязычные кварталы и даже целые поселения, где выходцы с наших краев живут в своей родной культурной среде, хотя при этом ассоциируют себя с местными политическими нациями. Да и вообще, стихи Пушкина, музыка Чайковского и тому подобное - это хорошо, но это вовсе не те вещи, за которые люди будут с готовностью переносить трудности, или, тем более, рисковать жизнью. А тем более - за косоворотки, водку и щи.
То, что ныне считается русской классической культурой - это, в основном, достижения 19 века. А то, что считается современными национальными признаками русских - это вообще набор из балалаек, ушанок, ракет. Чем же жили Русские? Верой в первую очередь! За веру, царя и Отечество - вот реальная русская триада, и никакое «удвоение ВВП», или «успешное завершение СВО» (непонятно для чего начатой) этого не заменят. Для воцерковленного человека очевидна духовная подоплека событий, очевидно и то, что окончательный крах России означал бы крах Христианства и апокалипсис, поэтому он постарается стоять до конца за веру и Родину.
Современные политические нации похожи на политические партии: действительно, ну что за проблема перейти из какой-нибудь «Справедливой России» в «Едро», или в ЛДПР - они же реально мало чем отличаются. Современный государственный национализм обычно вообще не подразумевает сакральных идеалов: это стандартный набор любви к земным ценностям и удобствам, а также к государству, которое их наличие обезпечивает. Эти удобства нужны, но наши предки никогда не ставили их во главу угла, а теперь даже разговор о более возвышенных вещах считается чуть ли не кощунственным.
Вспоминается неполиткорректная фраза св. пр. Иоанна Кронштадтского:
«Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский… Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви - матери своей - и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время».

ПОМОЩЬ БЛОГУ
Карта Сбер 2202200806095756

Друзь, новиопы, патриотизм

Previous post Next post
Up