Игумены некоторых афонских монастырей отказываются сослужить тем, кто признал ПЦУ. Фанариоты говорят о расколе и обвиняют РПЦ. Кто же виноват на самом деле? На Святой Горе Афон снова кипят страсти и снова - из-за ПЦУ. Сейчас «украинский вопрос» опять стал одним из самых актуальных на Святой Горе. Причем не столько из-за войны России против Украины, сколько из-за войны ПЦУ против УПЦ. Что же конкретно случилось? А случилось то, что во время праздничного богослужения на Благовещение Пресвятой Богородицы в монастыре Филофей игумены нескольких обителей Афона отказались служить вместе с представителями тех монастырей, которые признали ПЦУ.
Так, после всенощного бдения игумен монастыря Филофей архимандрит Никодим подозвал к себе делегата и представителя монастыря Пантократор иеродиакона Нифона и иеромонаха Виссариона и сказал им, что они не могут остаться на торжественную архиерейскую литургию на следующий день. «Я не считаю вас еретиками, но монастыри признали вас как тех, кто сослужил с раскольниками! Поэтому вы не можете оставаться и литургисать с нами», - сказал им отец Никодим.
Кто виноват по мнению Фанара?
Позже стало известно, что, кроме архимандрита Никодима, с представителями Ксенофонта и Пантократора отказался служить и архимандрит Иосиф - игумен монастыря Ксиропотам. Этой же позиции придерживаются и игумены других монастырей - Зографа, Хиландари, Каракалла и Пантелеимона. Другими словами, если раньше афониты, выступающие против ПЦУ, еще хоть как-то пытались сохранить видимость единства (например, отказывались сослужить с теми, кто признал ПЦУ, оправдываясь ковидом), то теперь они решили заявить о своей позиции открыто.
Понятно, что в грекоязычных СМИ такая позиция вызвала неоднозначную реакцию. Профанариотское издание «Фос Фанариу» поспешило обвинить в произошедшем игумена Ксиропотама
https://fosfanariou.gr/index.php/2023/04/09/rosia-dixazei-agion-oros-gia-to-oukraniko/, намекнув, что реконструкция его обители «возможно, финансируется русскими». Тот факт, что, например, монастырь Симонопетра финансируется украинским бизнесменом и спонсором ПЦУ пивоваром Мацолой, никаких вопросов не вызывает. Как не вызывают вопросов и ремонтные работы, которые начались в Ксенофонте сразу после того, как один из его насельников написал текст Томоса.
Кроме того, по мнению «Фос Фанариу», афониты не могут выступать против ПЦУ, потому что «за» Думенко выступает Фанар. Логика странная, особенно с учетом того, что многие патриархи Константинопольские были еретиками - против них тоже нельзя было выступать? Более того, фанариоты вообще считают, что во всей этой ситуации, которую они называют «расколом на Афоне», виновата Россия. Но так ли это?
Кто виноват на самом деле
Вообще, раскол на Афоне возник после того, как Фанар предоставил Томос ПЦУ. Изначально большинство монастырей с этим было не согласно. Последовали несколько обращений (преимущественно со стороны келлиотов), некоторые монастыри не пустили представителей ПЦУ, а многие афонские старцы заявили, что признание каноничности за украинскими раскольниками - это большая ошибка Константинопольского патриархата. Потом, казалось бы, все затихло. Более того, некоторые монастыри, такие как Ксенофонт, Пантократор, Симонопетра и Новый Эсфигмен, начали открыто поддерживать ПЦУ, другие, такие как Иверон и Ватопед, - скрыто, и казалось, что со временем падут все. Но…
На самом деле, ситуация относительно ПЦУ на Афоне оставалась сложной. Многие монастыри, кельи, скиты и отдельные монахи продолжали сопротивляться - кто молчаливо, кто открыто. Было понятно одно: проблема существует, даже если о ней не говорят все время. Кроме того, были и другие проблемы - тот же ковид например.
И вот сейчас, когда ковид стал неактуален и нежелание сослужить с теми, кто признал ПЦУ, нельзя было оправдать карантином, пришло время четко заявить свою позицию. Более того, на самом Афоне говорят, что игумен Иосиф, который и раньше ПЦУ не признавал, стал сейчас вообще непримиримым противником Думенко из-за того, что происходит в Украине. Он, как и многие афониты, шокирован гонениями на УПЦ со стороны властей, которые буквально вынуждают верующих нашей Церкви переходить в организацию Думенко. Якобы последним аргументом для архимандрита Иосифа стало гонение на монахов Киево-Печерской лавры, разрушение храма во Львове и электронный браслет на ноге митрополита Павла. Кроме того, игумены афонских монастырей очень сильно недовольны тем, что настоятель Пантократора архимандрит Гавриил нанес удар афонскому единству, предоставив келью украинским раскольникам без согласования с афонским братством, о котором сейчас внезапно вспомнили фанариоты.
Также на Афоне уже давно возмущены подстрекательскими действиями «пула патриарха Варфоломея», представители которого (это Новый Эсфигмен, Ксенофонт и Пантократор) постоянно наносят удары миру и единству Святой Горы. Тут достаточно вспомнить, например, слова игумена Варфоломея из Нового Эсфигмена, который призывал власти Греции наказывать и «привлекать к ответственности» тех монахов, которые не хотели вакцинироваться, или его же слова о том, что «Афон может стать базой для русских кораблей и подводных лодок». Этот человек уже давно не пользуется уважением со стороны игуменов афонских монастырей и монахов Святой Горы, но его терпят - по той причине, что он ставленник и протеже патриарха Варфоломея.
Что происходит сейчас?
Сейчас на игумена Филофея оказывается сумасшедшее давление. Понятно, что не последнюю роль в этом играет Фанар и его «партнеры». Из-за этого давления архимандрит Никодим даже был вынужден написать «оправдательное» письмо, которое, по нашему мнению, стало еще одним доказательством того, что игумен Филофея принимал решение выгнать признавших ПЦУ монахов не сам, а после совета с братией других монастырей. В частности, в письме, опубликованном от имени монастыря, сказано, что «во время праздника Благовещения Богородицы и особенно с начала бдения настоятель монастыря стал адресатом множества претензий со стороны многих отцов как самого монастыря (Филофей, - Ред.), так и представителей монастырей Горы Афон с требованием дать свою реакцию на присутствие представителей святых монастырей Пантократора и Ксенофонта. Настоятель оказался в особо затруднительном положении, зная по опыту, что другие монастыри столкнулись с той же проблемой (нежелание сослужить тем, кто признал ПЦУ, - Ред.) или оказались в похожей ситуации, и попытался найти баланс между двумя сторонами, не предпринимая никаких действий, которые были бы крайними». Ну да, просто попросил «удалиться» монахов Ксенофонта и Пантократора.
Что мы узнаем из этого письма?
1. Братия монастыря Филофей не хочет сослужить тем, кто признает раскольников.
2. Братия других монастырей не хочет сослужить тем, кто признает раскольников.
3. Эта ситуация не нова, так как «другие монастыри столкнулись с той же проблемой».
Это означает, что просто «замять» скандал вряд ли удастся. Как не удастся заставить замолчать тех монахов, которые молчать не хотят. Сегодня в Греции вообще и на Афоне в частности все чаще говорят о том, что Епифаний Думенко - не раскольник. Раскольником является «патриарх» Филарет Денисенко, потому что у него была законная хиротония, которой он лишился уйдя в раскол. А вот у Сергея Петровича Думенко никакой хиротонии не было вообще, а значит он, по мнению все большего числа греков, не раскольник, а еретик, так как дерзает «служить», не имея на то никакого права. Никто - ни один патриарх или тем более ни одно сверхгосударство - не может признать каноничность за раскольниками, если те не покаялись. Поэтому Томос патриарха Варфоломея - это документ, который перед лицом Церкви не имеет никакого канонического значения. Данный факт прекрасно понимают на Афоне. И дай Бог, чтобы во всех Православных Церквях появилось такое же понимание. Потому что тогда у нас есть шанс на решение «украинского вопроса» не с точки зрения геополитики, а точки зрения канонов и Предания Церкви. -
https://spzh.news/ru/zashhita-very/73224-ptsu-i-raskol-na-afone-kto-vinovat-i-chto-delat- ПОМОЩЬ БЛОГУ
Карта Сбер 2202200806095756