Click to view
Чем «суверенное государство» отличается от «частично суверенного» или «вообще несуверенного», которые делятся на просто территории, добывающие активы, логистическо-финансовые полисы (типа Сингапура) и так далее? Можно привести несколько десятков критериев, но достаточно пары-тройки, чтобы иметь опять же схематичное представление.
Во-первых, это непрерывность государственного и политического процесса. Если вы видите страну, где каждые 5-10-15-20 и так далее лет происходят перевороты, восстания и захваты власти, революции и т.п. явления, то перед вами очевидно не совсем суверенное государство.
Во-вторых, крайне негативны такие факторы как иностранная оккупация (если длительная), распад государства, гражданские войны (пусть даже без потери госуправления в столице), не говоря уже о полном сносе государственных конструкций, как это было в 1917-1922 годах на территории бывшей Российской империи.
В-третьих, в государстве должен быть слой людей, которых иногда называют «аристократами», иногда (и часто огульно) «элитой», которая имеет с этим государством прочную связь и кровно заинтересована в нем, как в своем инструменте. Проще говоря, речь идет, как минимум, об «акционерах» (т.е. хозяевах) этих государств. Теория государств как корпораций странным образом всегда не доходит до этого логичного пункта. Хотя «свое» государство - штука очень выгодная и не понимать этого могут лишь откровенные кретины или агенты других государств. В Российской империи слой таких людей был физически вырезан или изгнан в ходе событий 1917-1922 и позднейших годов.
Как можно установить хотя бы приблизительную картину «веса» элитариев в том или ином государстве? Самый надежный вариант - через земельную собственность (в социалистических странах это невозможно по понятной причине - «все народное»), а также - через владение акциями крупнейших бизнес-активов (хотя это уже более запутанная вещь).
Например, в Великобритании более 50% земель сельскохозяйственного назначения (не считая земель иных категорий, разумеется), принадлежит 36 тысячам физических лиц, составляющих 0,6% от общего населения этой страны.
В США нет феодальной аристократии как в Соединенном Королевстве, принято считать, что США основаны как антитеза европейскому аристократизму, как место республиканизма. Но постепенно в стране выковалась своя аристократия - это т.н. «старожилы». Потомки первопереселенцев - «старые деньги, старые связи». Классическим примером резидентального городского образования был Янки сити - «старейший в Новой Англии и США город чистокровных янки, основанный ещё в начале XVII во время первой волны миграции пуритан из Англии в Северную Америку.
Янки сити, расположившийся узкой полосой по берегам и в устье реки, насчитывал к началу исследования 17 тыс. жителей. На протяжении вот уже многих поколений высший класс в нём составляют «старые семьи», проживающие на Хилл стрит, экономическая власть которых зиждется на богатстве, унаследованном от предков мореходов; в настоящее время к ним присоединились «новые семьи» с более низким статусом, сколотившие свои состояния позднее, в сфере промышленного производства.
Описание генеалогии старожилов с Хилл-стрит: «Моя жена в таких же родственных отношениях с семьей Т., как и я; мои дети - потомки «первых переселенцев» Т. через шестнадцать родственных связей: девять с материнской стороны и семь - с отцовской.
Уорнер приводит в качестве примера «манифест» старожилов: «В то время как нация находится на пути к мировому величию, мы, жители Янки сити, заложившие начало всего того, что ныне существует, обладаем уникального рода престижем, который разделяют с нами лишь те, кто жил во времена, когда зарождалось Великое Общество. И чтобы утвердить за собой права законных наследников и сегодняшних владельцев великой традиции, те, кто живет не здесь - а это сто с лишним миллионов человек, - должны прийти к нам. Именно в нас живёт великая традиция, и именно наши символы легитимно её выражают».
В России принято почему-то считать Америку «молодой страной». Но попробуйте найти в России в каком-нибудь городе значимую, массовую страту в 16 поколений (это 400 лет), непрерывно проживающих в нём. Чья собственность неизменна за все эти века. С огромной устоявшейся «грибницей» социальных связей и с осознанием собственной значимости. На этом фоне даже самые статусные россияне (те же госдеды) - голь перекатная, насчитывающая преемственность максимум в 3-4 поколения (только чекисты и сислибы - потомки старых большевиков и тех же чекистов). Россия по этим объективным критериям - социально очень молодое общество, живущее практически с чистого листа.
https://t.me/tolk_tolk/14498https://web.archive.org/web/201707102...