Ярким примером ульяновских антирелигиозных репрессий стало событие 15 марта 1922 года в Шуйском уезде Иваново-Вознесенской губернии. На площадь перед главным собором города вышло около 4 тысяч жителей. Десятки из них были убиты красной армией на месте. А в мае за «контрреволюционную деятельность» показательно казнены ещё три человека. В том числе настоятель собора.
Сегодня события тех дней номенклатурно называют «Шуйским делом». Тогда в небольшом городе Ивановской области прошёл первый значительный протест верующих против советской кампании по изъятию церковных ценностей. Весь 1922 год под предлогом спасения голодающих Поволжья новая власть проводила репрессии против религии как таковой. Шуйское дело осталось бы рядовым событием в истории русского православного сопротивления, если бы сам Ленин не придал ему символизма.
Через 4 дня после расстрела на площади Ульянов выпускает закрытое письмо к Политбюро, где прямо приказывает и далее расстреливать как можно большее число духовенства. Голодающие русские становятся удобной причиной проводить чистки: «Только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией».
Однако в том же письме Ленин признаётся и в другой важной цели кампании: «Обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей». И снова - чтобы прокормить голодающих Поволжья? Нет. Чтобы добиться признания молодой республики на международной конференции в итальянской Генуе и окончательно запустить работу государственной машины.
Что важно, в народе Ленину удалось сохранить статус рассудительного политика, выдвинув в деле о церковных репрессиях на первый план Калинина и Троцкого.
По расчётам академика Покровского в ходе кампании были получены 4,5 миллиона рублей, однако основательная их часть ушла на проведение самой кампании. В неё входили содержание военных частей, транспорт, оборудование для перевоза ценностей и развёртывание крупной агитационной кампании по дискредитации церковной жизни.
Сказать сегодня, сколько денег ушло, если ушло, на голодающих - невозможно. Как и понять, был ли решающе важным для международных партнеров «золотой фонд» или искоренение традиций на русской земле. -
https://t.me/sorok40russia/39669 Век и один год кровавому преступлению Ленина и Ко - шуйскому расстрелу
15 марта 1922 года в городе Шуя (Иваново-Вознесенская губерния) произошли трагические события, когда верующие жители города выступили против кампании по изъятию церковных ценностей, выразив протест антирелигиозной политике большевиков. Протест шуйских верующих был жестоко подавлен советской милицией и красноармейцами
Кампания по изъятию церковных ценностей началась в феврале 1922 года, меньше чем за месяц до трагедии в Шуйском уезде. Было принято соответствующее постановление ВЦИК: «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного комиссариата финансов для помощи голодающим».
В начале весны, а именно 3 марта 1922 года была создана шуйская комиссия по учету и сосредоточению церковных ценностей. 11 марта шуйский протоиерей и настоятель Воскресенского собора Павел Светозаров получил извещение, что комиссия по изъятию церковных ценностей приступит к работе в соборе 13 марта в 11 часов утра и приглашает представителей прихода для участия в составлении описи церковных ценностей. Отец Павел сказал, что он сам отдавать имеющие богослужебное назначение церковные предметы не будет, так как это святотатство и нарушение церковных канонов, но при изъятии ценностей правительственной комиссией сопротивления оказывать не намерен.
В среду 15 марта на соборной площади с утра стал собираться народ. К 10 часам в управление милиции пришел председатель комиссии по учету церковных ценностей и сообщил, что комиссия идет в Воскресенский собор изымать церковные ценности и милиции надо разогнать собравшуюся у собора толпу. Начальник милиции отрядил для этой цели восемь конных милиционеров, и те стали разгонять собравшихся нагайками, однако люди не расходились. Начальник милиции послал за подкреплением. Были присланы четырнадцать вооруженных красноармейцев, которые попытались разогнать толпу, но безуспешно. Люди требовали, чтобы милиция и красноармейцы ушли от собора. Милиционеры стали избивать людей нагайками, не щадя женщин и детей. Кто плакал, кто усердно молился, иные говорили: «Все равно умирать - умрем за Божию Матерь!»
Тем временем начальник гарнизона распорядился о присылке в полной боевой готовности красноармейцев 146-го полка. Вскоре к собору подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по людям. Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился и крикнул: «Православные, стойте за веру!» - и был тут же убит выстрелом в висок. Вслед за ним были убиты еще три человека.
В «Известиях» произошедшее в Шуе описывалось так: «После того, как на Соборную площадь набат созвал людей, в дело вмешались «полурота 146 пехотного полка, а также два автомобиля с пулемётами. При проходе красноармейцев через Соборную площадь раздаются по ним револьверные выстрелы, и толпа окружает красноармейцев со всех сторон. На первые попытки обезоружить полуроту отделенный начальник отвечает приказом стрелять. Имея перед собой много случайных лиц, любопытных, женщин и детей, красноармейцы по приказу начальника стреляют в воздух и затем пробиваются из толпы, подвергаясь насилиям и забрасыванию поленьями со стороны черносотенцев… После первых выстрелов со стороны войск толпа разбегается. Набат прекращается.
На очищенной от народа площади остаются 4 трупа с огнестрельными ранами. К вечеру 15 марта были произведены аресты среди замеченных на площади торговцев, учителей школ...».
Начавшееся после этих событий следствие длилось больше 2 недель. Главных фигурантов дела (протоиерея Павла Светозарова, мирянина Пётра Языкова и иерея Иоанна Рождественского) расстреляли 10 мая. Еще 16 человек приговорили к тюрьме. В Шуйском уезде за весенние месяцы было изъято 48 пудов серебра. Впоследствии Русская Православная Церковь причислила погибших во время волнений и расстрелянных по решению трибунала к лику новомучеников. -
https://t.me/tsarkrest/9544