Убийство Иваном Грозным своего сына - обычный прозападный фейк, подхваченный русскими интеллигентами

Jan 21, 2023 13:13



Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» впервые была представлена на передвижной выставке 1885 года. Впечатление было невероятное, одна дама упала в обморок прямо перед картиной. Грандиозное полотно (2 на 2,5 м) стало сенсацией, народная молва стала именовать картину "Иван Грозный убивает своего сына". Репин живописно воплотил на полотне вымысел Н.М. Карамзина, который, обладая богатым воображением и мастерством художественного слова, первым изложил версию об убийстве царевича Грозным, причем сделал это в форме яркого, пронзительного рассказа с удивительными подробностями и прямой речью. Правда, это был собственный взгляд историка на смерть сына царя, который не имеет под собой никакой документальной основы, однако и сегодня леденящий душу рассказ Карамзина можно встретить в исторической литературе. Точно так же тиражируются репродукции картины Репина, которая как бы подкрепляет достоверность карамзинской версии и воспринимается многими как ее документальное подтверждение.

Между тем подлинных сведений о старшем сыне Грозного сохранилось очень немного. Известно, что отец очень заботился о его воспитании, постоянно брал его в паломничества по святым местам, с детства приучал его к «государеву делу». Иван вырос образованным и духовно зрелым человеком. В русских летописях, где сообщается о смерти царского сына, нет ни одного упоминания об убийстве, ни даже намеков на него. Сохранилось письмо Грозного земским боярам от 9 ноября 1581 года, в котором тот сообщал, что не сможет приехать, как договаривались, так как его сын тяжело заболел (за десять дней до кончины), и это вызывает его беспокойство. Откуда же эти душераздирающие монологи и диалоги, «красочные» детали, которые тиражируются уже несколько веков? Исключительно из записок иностранцев. Причем, как правило, эти иностранцы не понимали русского языка и черпали свои сведения от людей, которые в закулисную жизнь Русского двора не были посвящены.

Так, первым версию об убийстве царевича огласил иезуит и личный представитель Папы Римского Антонио Поссевино. Известно, что он много общался с польским королем Стефаном Баторием, встречался и с русскими эмигрантами в Литве и Польше. Среди распространителей версии об убийстве сына отцом - лифляндские дворяне-перебежчики И. Таубе, Э.Крузе, английский авантюрист и разведчик Д. Горсей, английский «ловец удачи» Д. Флетчер, французский наемник Ж. Маржерет, голландский купец Исаак Масса и другие. Все они выдвигают разные причины убийства Ивана, но объединяет их рассказы одно: все они лишь злонамеренные измышления.

Сохранились свидетельства, что смерть старшего сына стала для царя тяжелейшим потрясением, он молился денно и нощно, рыдал и едва не лишился рассудка. На помин души усопшего он сделал большие вклады в различные монастыри, а в Троице-Сергиевой обители просил устроить ежедневное поминовение по его сыну «вовеки и навеки, докуды обитель сия святая стоит».
Отметим, что медико-биологическая экспертиза останков царевича, проведенная в 1963 году, не обнаружила следов крови, зато установила превышение содержания ртути в 32 раза выше допустимого, а мышьяка - в 3,2 раза. Вероятнее всего царевич отравили, что и стало причиной такого горя отца. Но уже традиционно бесноватые или одержимые дьявольщиной глумятся над самым святым - над смертью любимого сына царя. Причём, иезуитски обвиняют самого убитого горем отца в преступлении.

Репин говорил, что впервые мысль написать картину об убийстве царевича Ивана Грозным пришла к нему под впечатлением симфонии Н.А. Римского-Корсакова «Антар», точнее ее части под названием «Сладость и месть». «Мне захотелось, - писал художник, - и в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки». Отношение Репина к Ивану Грозному было совершенно определенным: иначе как «мерзавцем» он его не называл. Образ Грозного на картине вполне отражает чувства художника: пятидесятилетнего царя Репин изображает не просто глубоким стариком, а отвратительным кощеем, вызывающим исключительно омерзение, хотя позировал ему Г.Г. Мясоедов, обладавший вовсе не отталкивающей внешностью.

Именно в это лицо в январе 1913 году трижды ударил ножом А. Балашов - иконописец-старообрядец, по некоторым сведениям, психически нездоровый посетитель Третьяковской галереи, закричавший: «Довольно крови!» Позднее Репин открыто заявил: «Картина направлена была против монархизма».

Как известно, уже к 1870-м годам в головах некоторой части «образованного общества» России прочно укрепилась, по выражению Ф.М. Достоевского, «идеология государственного отщепенства». Представители крайней фракции этих общественных кругов развернули террор против представителей государственной власти. Во имя «прогресса» и «свободы» 1 марта 1881 года был убит царь-реформатор, многое сделавший для переустройства русской жизни. Император Александр III заявил, что, если б покушение было совершено на него самого, он мог бы помиловать преступников, но убийц отца, ни в чем неповинных караульных, не имеет права простить. На допросах и в суде обвиняемые вели себя вызывающе, смеялись в лицо следователям, ерничали, не выказывали ни раскаяния, ни даже сожаления. Однако идеология государственного отщепенства дала свои плоды: находились люди, выступавшие за помилование убийц. И не убийство, а справедливое наказание они называли «жестокой расправой». Среди них был и Репин. Он специально приехал в Петербург, чтобы присутствовать на казни «первомартовцев», и даже сделал рисунок с натуры.

Картина об убийстве царевича Ивана Грозным и стала местью художника, «разоблачившего» помазанника Божьего как тирана и убийцу. «Силой гения Репина историческая ложь стала приниматься за истину» (Л.М. Анисов).

Юрий Кот
https://dzen.ru/a/Y8upEk5UknXLdS-M

Иван Грозный, политика, фальсификация истории, искусство

Previous post Next post
Up