"Герани" не самое главное в российско-иранской кооперации. Есть вещи ещё более важные...

Jan 03, 2023 14:48



В то время как в разговорах о дружбе России и Ирана преобладает тема ударных беспилотников и других систем вооружения, которыми могли бы обмениваться страны, включая технологии связанные с их производством и модернизацией, на самом деле существует куда более серьёзная тема, от которой в Вашингтоне сильно нервничают. Несмотря на буквально тысячи санкций, Россия и Иран инвестируют около 1,5 трлн рублей для строительства нового трансконтинентального торгового маршрута. От восточной окраины Европы до Индийского океана коридор протяженностью 3 000 километров, недоступный для любого вмешательства со стороны «коллективного запада». https://ru.irna.ir/news/84985855/

Страны тратят большие деньги на ускорение доставки грузов по рекам и железным дорогам, связанным Каспийским морем. Данные отслеживания транспорта показывают, что десятки российских и иранских судов, в том числе подпадающие под санкции, уже курсируют по этому маршруту. «Это пример того, как конкуренция между великими державами быстро меняет торговые сети в мировой экономике, которая, похоже, готова распасться на соперничающие блоки. Россия и Иран, находящиеся под давлением огромного количества санкций, поворачиваются друг к другу - и оба они тоже смотрят на восток. Цель состоит в том, чтобы оградить коммерческие связи от вмешательства Запада и наладить новые связи с гигантскими и быстрорастущими экономиками Азии», - говорит Бен Холланд, обозреватель ИА Bloomberg.
«Речь идет о создании устойчивых к санкциям цепочек поставок на всем протяжении», - говорит Мария Шагина, эксперт по санкциям и внешней политике России в лондонском Международном институте стратегических исследований.

Создаваемый торговый коридор позволит России и Ирану сократить существующие маршруты на тысячи километров. С выходом сразу в три точки. Белое море, Северный ледовитый океан - является крайней северной точкой и увязывает маршрут «Север-Юг» с другим амбициозным проектом «Северный морской путь». Пока сложно сказать, где может располагаться средний логистический хаб, место где этот маршрут будет иметь развилку. Одно из направлений, которое поворачивает на Запад и заканчивается в Петербурге. Давая возможность выхода в Атлантику и европейским портам Балтийского региона и побережья Северного моря. Благодаря Волго-Донскому каналу, маршрут имеет также возможность выхода к Черноморскому побережью и далее через Турецкие проливы Средиземноморью.

Здесь стоит отметить и планы по развитию транспортной и логистической инфраструктуры на побережье Азовского моря, которое по итогам 2022 года стало «внутренним российским морем». Что так же необходимо увязывать и с добывающими, и с промышленными объектами расположенными в этих регионах. Откуда речные, морские и железнодорожные сети простираются до иранских узлов на Каспийском море. И в конечном счете в Индийском океане. О важности этого направления говорил В. Путин в одном из недавних заявлений. На прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме президент РФ подчеркнул необходимость развития судоходной, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры вдоль маршрута, что «предоставит российским компаниям новые возможности выхода на рынки Ирана, Индии, Ближнего Востока и Африки, облегчит поставки из этих стран». По оценкам западных экспертов Россия и Иран инвестируют до 25 миллиардов долларов (до 1,7 трлн рублей) в торговый коридор, помогая облегчить поток товаров, который Запад стремится остановить. Разумеется это обстоятельство чрезвычайно тревожит США и их союзников, поскольку они изо всех сил стремятся заблокировать движение товаров, за счёт чего ослабить положение России. Это касается не только грузов военного или двойного назначения, но и чисто бытовых, санкции на которые так же были наложены, а компаниям рекомендовано покинуть российский рынок.



«Это та область, за которой мы внимательно следим, как за этим маршрутом, так и за ирано-российскими связями в целом», - сказал высокопоставленный чиновник администрации Байдена по санкциям Джеймс О'Брайен после объявления о новых санкциях в отношении руководителей РЖД. «Мы обеспокоены любыми попытками помочь России избежать санкций». Роберт Малли, представитель администрации Байдена в Иране, говорит, что любой новый торговый коридор требует тщательного изучения в рамках того, что стало его приоритетом. «Это чрезвычайно разрушительное и опрометчивое решение, которое они приняли, - говорит Малли. «Важно привлечь к этому внимание, попытаться показать миру, что они не могут скрыться». Разумеется не поставки вооружений так сильно волнуют америкосов. Веские экономические причины и невозможность контролировать движение товаров - вот что лежит в основе американского беспокойства.

Балкеры и танкеры, что ходят по рекам Дон и Волга, традиционно перевозят грузы энергетического сектора и сельскохозяйственные товары (Иран является третьим по величине импортером российского зерна), но этот диапазон будет расширяться. Две страны объявили о множестве новых деловых сделок, касающихся товаров, включая турбины, полимеры, медицинские товары и автомобильные запчасти. Россия также поставляет ядерное топливо и компоненты для иранского реактора в Бушере. Развитие этого направления и увеличение объёма товарооборота, с расширением номенклатуры позволит России на коротком временном отрезке компенсировать потери после разрыва торговых отношений с Европой, в прошлом главным торговым партнёром. «Поскольку европейские транспортные сети закрываются, Россия сосредотачивается на развитии альтернативных торговых коридоров, которые поддерживают разворот на Восток», - говорит Николай Кожанов, эксперт по странам Персидского залива из Катарского университета, который с 2006 по 2009 гг. работал дипломатом в Тегеране. «Можно установить контроль над морскими путями, но за наземными путями трудно следить. Практически невозможно отследить их всех».

Модернизация канала Волга-Дон

Эта важнейшая часть общего проекта, в который уже инвестировано около 70 млрд рублей. Текущее состояние не позволяет наращивать объёмы грузопотока. Канал длиной около 100 км довольно узкий и мелкий, что не позволяет проходить действительно крупным судам. А в наиболее узких местах образуются настоящие пробки из стометровых балкеров. Кроме того, вносит свою лепту и зима. Ледовые заторы фактически исключают возможность эксплуатации канала в течение нескольких месяцев.В настоящий момент я не знаю какой именно вариант принят в качестве генерального плана. Однако ещё весной была информация о фактическом строительстве нового, альтернативного канала, большей пропускной мощности. Впрочем, новый он лишь отчасти. Поскольку данный проект был задуман и даже частично реализован ещё до начала Второй мировой. В свою очередь иранское информационное агентство новостей сообщало в прошлом месяце о том, что базирующаяся в Тегеране компания IRIS вложила около 700 млн рублей в порт на Волге. Цель состоит в том, чтобы почти вдвое увеличить грузооборот порта Солянка в Астрахани до 85 000 тонн в месяц. Инвестирует Иран и в терминалы на собственной территории. В частности в те порты, где грузы будут перегружаться с кораблей на железные дороги, пересекающие страну от Каспийского моря до Персидского залива. Железнодорожная сеть Ирана уже насчитывает около 16 000 километров и является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако прямо сейчас происходит активная её модернизация и расширение. В том числе и при участии российской РЖД. Возможно именно с этим и связаны те санкции, которые ввел «коллективный запад» недавно.

Обращают внимание на Западе и на торговые делегации, которые всё чаще курсируют между Ираном и Россией, и объёмы торговли тоже растут: официально почти вдвое только за август 2022 года. Годовой показатель, вероятно, превысит 5 миллиардов долларов. При этом: «есть четкий путь к достижению 40 млрд долл. после заключения соглашения о свободной торговле», заявил в прошлом месяце на конференции в Тегеране глава Российской торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. После фактически провалившихся попыток и нестабильной позиции западных лидеров в отношении «иранской ядерной сделки», у Тегерана фактически «развязались руки». Иранские официальные лица заявляют, что они полностью сосредоточены на том, что они называют «восточной осью», - отказываясь от любых планов по возрождению каких-либо экономических связей с Европой. Но вместо этого заключая ряд торговых и энергетических соглашений с Россией, Китаем и странами Центральной Азии. Находясь в значительной степени вне поля зрения западных правительств, в течение многих лет предпринимались согласованные усилия по объединению всей этой евразийской территории. Китай и Россия уже являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), органа экономической безопасности, который делает Иран своим девятым членом. Китай и Иран близки к тому, чтобы получить членство в Евразийском экономическом союзе, что сделает возможной свободную торговлю между странами (фактический аналог того, на чём изначально основывался ЕС).

Еще один институт, связывающий экономики региона и за его пределами, - группа БРИКС. Первоначально она состояла из Бразилии, России, Индии и Китая, а теперь также включает Южную Африку и готова к дальнейшему расширению. Во всем этом некоторые аналитики усматривают отголоски идеи, которая существует более века и считается основой геополитического мышления. Сосредоточенной на борьбе между океанской мировой державой - Великобританией тогда, США сегодня - и сухопутными гигантами Евразии. Не только Россия, Иран и упомянутый уже Китай являются важными звеньями этой большой торговой цепи. И для России, и для Ирана Индия является важнейшим звеном в сетях, которые они выстраивают.

Информационное агентство Mehr в прошлом месяце сообщало, что первая партия российского зерна, 12 миллионов тонн, направляющаяся в Индию, уже прошла транзитом через Иран. Торговые потоки могут увеличиться, если Ирану удастся соединить незавершенный и сильно задержавшийся комплекс порта Чабахар на побережье Индийского океана - проект, в который инвестировала Индия, - со своей сетью поездов дальнего следования. До сих пор Чабахар не подпадал под санкции США, но в связи с текущими событиями сомнений в том, что это может привлечь внимание Вашингтона - почти никаких! (скорее всего, в Белом доме уже думают над тем, как ограничить реализацию этого проекта). «Если какая-либо организация будет причастна к нарушению наших санкций в отношении помощи России или в любой другой сфере, в которой Иран подвергся санкциям, они тоже будут подвергнуты санкциям», - говорит Малли, представитель Белого дома в Иране. Это иллюстрирует, пожалуй, самую большую угрозу для российско-иранского гамбита, направленного на уклонение от санкций, по словам Бхарата Гопалсвами, исполнительного директора District Consultancy LLC, базирующегося в Вашингтоне.

Здесь, конечно, важно подчеркнуть, что и создание и дальнейшее функционирование коридора «Север-Юг» зависит и от других участников. Не только Индии или Китая, хотя от них и в большей степени. Часть сухопутного маршрута приходится на территории Азербайджана и Армении. Поэтому Россия прикладывает усилия, чтобы погасить этот очаг вражды, не допуская эскалации конфликта. Поэтому Запад, не особо скрываясь, стремится дестабилизировать обстановку в Закавказье. Впрочем, многое здесь зависит и от положения самого Запада, коль скоро коалиция всё глубже погружается во внутренние распри и междоусобицы. Чем сложнее союзникам достигать согласия, чем сильнее экономический разрыв и финансовые потрясения, лишь усиливающие градус внутреннего противостояния - тем легче будет Москве договариваться с другими участниками.

Дм. Матвеев
https://communitarian.ru/news/v-rossii/gerani-ne-samoe-glavnoe-v-rossijsko-iranskoj-kooperacii-est-veshhi-eshhyo-bolee-vazhnye_30122022

геополитика, Россия, англосаксы, Иран, санкции, водно-транспортная система, экономика, финансы

Previous post Next post
Up