В июле этого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что его стране необходимо активно строить альтернативные экспортные маршруты нефти в обход России. С экономической точки зрения смысла в этом никакого нет. Маршрут через Россию всегда будет более выгодным, поскольку проходит только через одну страну по прямому маршруту. По трубе казахстанская нефть идёт до Новороссийска, откуда отгружается покупателем. Зато политический фактор играет здесь определяющую роль. Если бы Казахстан не на словах, а на деле был союзником России, то никаких проблем с маршрутом не было бы. Однако Астана пусть формально и не присоединилась к антироссийским рестрикциям, но на деле в значительной степени их поддерживает. Ярким примером является отказ от приёма карт "Мир" казахстанским "Халык Банком" (аналог нашего ЦБ).
Разумеется, Токаев видит существенную угрозу в том, что большинство экспорта нефти обеспечивается российским маршрутом. Это даёт Москве хороший рычаг давления на Астану. Предположу, что остановки прокачки нефти, которые наблюдались летом, были вызваны именно политическими причинами. А именно, отнюдь не дружественным отношением Казахстана, который предполагалось, что будет ключевой страной в обеспечении России "запрещёнными" товарами. На деле такого не произошло, несмотря на то, что определенные потоки всё же идут.
Впрочем, ожидать другого от Казахстана вряд ли было возможно изначально. По факту страна является криптоколонией Британии. Западным компаниям принадлежит львиная доля добычи природных ресурсов. Контроль над ТЭКом Казахстана глобалисты получили сразу же после развала СССР. Поэтому неудивительно, что США в настоящий момент помогают Казахстану проложить альтернативные экспортные маршруты. Цель понятна - выбить у России козырь и рычаг давления на Астану.
США в общем-то ничего и не скрывают. Американский посол Дэниел Розенблюм откровенно заявил следующее: США активно сотрудничают с властями Казахстана, чтобы запустить экспорт нефти из страны в обход России. Я, думаю, это (начало "альтернативного" экспорта - прим.) положит начало новым альтернативным путям, это один из первых шагов. Летом Казахстан начал экспорт нефти по новому маршруту. Нефть идёт сначала морем до Баку, оттуда по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан до грузинских портов на Чёрном море, откуда уже направляется покупателям.
Сейчас это 1,5 млн тонн в год (30 тыс б/с), однако с 2023 года цифра будет увеличена до 5 млн в год (100 тыс б/с). Пока что это только 8% от общего экспорта. Для сравнения - через Новороссийск вывозится 1,3-1,4 млн б/с. Однако при посредничестве с США была достигнута договорённость о расшивке Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), в котором участвует Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция. Цель - увеличить мощность маршрута до 10 млн тонн в год к 2025 году.
Понятно, что это всё равно не те цифры, которые сделают Казахстан "независимым" от России. Строительство энергетической инфраструктуры - дело дорогое и, что самое главное, долгое. На создание разветвленной сети трубопроводов и портовых мощностей порой уходят десятилетия. Однако курс нынешнего руководства Казахстана очевиден. И, что самое главное, подобное происходит при непосредственном участии США.
Константин Двинский
https://dzen.ru/a/Y4E5gwPpnGjYm4gV