На Украине и в России поднялся просто бешеный хай против древнего благочестивого обычая крещенского купания в поруби, характерного для русских, греков, болгар и других народов. Медийная, да уже отчасти и административная кампания имеет такой размах, идя при том поверх государственных барьеров, что это никак не может быть спонтанные богословскими спорами: это продуманная информационная операция, которая хорошо спонсируется и координируется. В Киеве в этом году вышло даже специальное заявление раскола "ПЦУ", направленное против купаний, также против них высказались многие униатские клирики. А у нас против этого выступил лауреат ордена «Саюдиса» митрополит Иларион, стращая людей микробами, и другие либеральные ультрас.
Все синхронно: в Киеве выступает главный раскольник Думенко, в Москве - митрополит Иларион, а в Красноярске местные власти грозят штрафом любому, кого поймают на Крещение во время купания. В общем, «совпадения» интересные.
Конечно, порой и нормальные священники ведутся на эту пропаганду по недоразумению, но в целом в ней участвуют именно раскольники и как бы церковные либералы.
Также практически все русофобские либеральные СМИ Украины и РФ выдали массу уничижительных материалов против данной традиции. В ход идут нелепые мифы о том, что крещенские купания - это, якобы, «постсоветский новодел», что на купаниях, якобы, все лезут в воду пьяными, и т.д. Данная информационная кампания ведется уже не первый год, но ныне она приобрела особый размах.
На эту тему есть очень хорошая статья известного православного публициста из Белоруссии: "Едва ли стоит думать, что нынешние споры об Иорданях отделены от происходившего в древности вокруг Иордана. У обличителей «купального суеверия» борьба с ним часто сочетается с нелюбовью к Крестным ходам, народному пению акафистов, уборкой жилищ в Чистый четверг (который якобы противоречит его почитанию Великим), колядок-христославов, воздержание от яблок до Преображения и прочим «неканоническим» благочестивым народным обычаям, выработавшимся многовековым душевным творчеством простого церковного народа, в котором живет и действует благодать того же Святого Духа, что и в священнослужителях. Всё дело в том, что все эти (и им подобные благочестивые обычаи) складывались в результате перенесения верующим благочестивым народом сугубо канонической церковной жизни на жизнь повседневную - воцерковляя её, удобряя и украшая, пропитывая её православным духом и миросозерцанием. Всё это вкупе, в итоге, и составляло завершающую часть триады «Православие-Самодержавие-Народность», образуя Святую Русь. Это душевное благочестие народного быта способно было захватить и привести к духовной лествице самого отдаленного от веры человека, включая иноземца.
Задача же либералов (в том числе, внутрицерковных) как раз и состоит в том, чтобы внутри даже самой Церкви отделить обрядово-каноническую жизнь христиан от «лично-бытовой». «Вне церковных стен ты можешь увлекаться чем угодно, как угодно, верить во что угодно». Для таковых, это означает одобрение жизни обычаями и взглядами бездуховной западной цивилизации. Борцы с «купательным суеверием» (и иными благочестивыми обычаями из христианского народного творчества), как якобы не имеющим духовной аскетической значимости и «подменяющим их магией», сами почти всегда никакими аскетами-молитвенниками не являются. Напротив, «ничто земное им не чуждо». Как правило, они склонны слушать рок-музыку, читать Гарри-Поттера, увлекаться иным языческим искусством, играть в футбол, а то и в картишки или на валютно-фондовой бирже, пропагандировать Причастие без обязательной исповеди, минимизировать посты, а то и попить пивка, устраивать светские концерты в храмах, ходить в шортах и одобрять женское присутствие в храмах без платков и в штанах.
Почти все они симпатизируют демократии и потому особенно яростно обличают еще одно «народное суеверие» - почитание монархии как «царебожия», которая как раз является составной частью вероучения. Не только монархия, но всякое патриархальное общественное устройство им чуждо. Мало-помалу со снисхождением и даже симпатией они начинают посматривать на феминизм, ювенальную юстицию и планирование семьи, а там уже и до оправдания однополых отношений недалеко. Одним словом, такие священники и миряне являются в своей душе «друзьями мiра сего». И их «обличение народных суеверий» служит не чему иному, как оправданию собственной расположенности и даже любви к языческой, антихристианской западной культуре.
Чтобы понять, чем так не угодило окунание в праздник Крещения Господня либерал-западникам в церковной среде и вне её, достаточно посетить знаменитый минский Всехсвятский приход, где люди целыми семьями с малыми детьми, военные и прочие силовики, приходят и окунаются в купель, где рядом тут же постоянно в динамики звучат праздничные церковные и колядные песнопения. И даже если многие из них делают это для закалки, преодоления себя и даже без креста - ведут себя достойно почти все, да и крестятся без креста многие. Не захватит ли этот русский православный обычай их души? Не уловит ли через это их Бог, вырвав из окружающего мiра гаджетов, криптовалют, рок-музыки и голливудского кино? Не проникнутся ли они самим русским духом между бревенчатыми и высочезными многокупольными храмами, подкрепившись чаем с выпечкой, а уж этот дух может привести и ко всему остальному? Вот это - действительно, миссионерство, а не то малахольное слащаво-развлекательное человекоугодничество, которое как раз обычно и исповедуют «продвинутые» критики окунания и подобных православных обычаев (часто этим выказывая свою ревность и зависть). Да и так ли уж безмерно заблуждение окунающихся в освящённую купель относительно очищения от грехов? Грехи-то свои они, руководствуясь такой верой, этим самым признают, а очищающая благодать Святого Духа действительно почивает на освящённых водах".
Игорь Друзь
https://vk.com/id355949337?w=wall355949337_13586