(no subject)

Aug 30, 2009 23:30

Добавлю свои копейки в жж-шные саги о Бергене. Сейчас здесь идут фирменные бергенские дожди, и поэтому по выходным нет иного занятия, как изучать местные музеи. В путеводителях о них не пишут главного - не говорят о том, чем именно они интересны, а чем нет. Поэтому пару слов о.

Во-первых, музей дизайна. В Бе и вообще в Норвегии пока обнаруживается странная закономерность. Здесь потрясающе хорошие дизайнеры и (простите, to whom) обратно пропорциональные дизайнерам скульпторы. Вероятно, на скульпторов идут учиться те, кто не поступил на факультет дизайна (подобно тому, как многие спортивные комментаторы - в моем представлении - были отчислены или не поступили в литинституты). Вот здесь у Катички есть снимки, передающие суть катастрофы; поэтому повторяться не буду (оригинальное творческое решение темы фонтана «писающий мальчик»: все фонтаны мстят мальчику и поливают его своими струями; мужик, отбивающийся веслом от русалки; и многое другое). Но вот дизайн хорош. Его особенности - что он легко включает постмодернистскую эстетику, не теряя в качестве; и что эти же экспонаты вполне утилитарны: то, что не попало в музей, продается в магазинах.
Странный экспонат - микст дизайна со скульптурой: Птица Голая.




Во-вторых, музей «Хочу Знать». Анонсируется как музей науки, но являет собой большой научно-популярный аттракцион для детей, очень симпатичный в таком качестве.
Детей, к слову, здесь много: детоцентричная культурка. Два-три в семье; причем много приемных в одной семье со своими (поскольку усыновляют детей из Азии, такие семьи видны). Занятная гендерная деталь: мне нигде не встречалось столько маленьких детей, выгуливаемых не матерями, а отцами.
Но обратно к музею. Здесь предлагается все трогать, двигать, стучать, прыгать, и узнавать всякие вещи про климат, анатомию, механику, акустику и т.п. «Гвоздь» программы - вело-центрифуга.



Их кафе, естественно, называется «Хочу Есть».
В магазине подаются в основном игры, включая гениальную серию - собери анатомический кабинет. В частности, в наборе все запчасти человеческого уха или глаза: попробуй собрать их в нужном порядке. Желательно увидеть остальные модели для сборки.

В-третьих, музей естественной истории - чрезвычайно своеобразное место. Большинство западных музеев ЕИ перешли на принцип виртуального познания + играют в динозавров, полагая настоящие чучела (в этом слове ударять на последний слог для выразительности) страшными и дохлыми. Ничего подобного; чистый 19 век as such. Здесь собран весь зверинец - со всего мира - по модели гигантского Ковчега, набитого мертвецами. Очень познавательно, если абстрагироваться от этой «детали». Впечатляют скелеты китов в сочетании с колоннами.





(Эх, живые они гораздо лучше).

Наконец, музей культурной истории Бергена. Почему-то (не знаю, почему) мне казалось, что ничего этакого там не будет - во всяком случае, путеводители скучно бубнили что-то про викингов. Викинги на первом этаже, естественно, suck; безумно трудно сделать качественную и интересную экспозицию про период, от которого сохранилось так мало свидетельств. Но второй и третий этажи музея прекрасны.
На втором большая коллекция средневекового церковного искусства. Здесь, наконец, делается понятно, насколько норвежская изобразительная культура была общегерманской. Очень хорошие, интересные экспонаты. Минус - часть из них плохо освещена. Плюс - можно фотографировать хоть со вспышкой, хоть стоя на руках и сжимая аппарат зубами.

Змеерастительный орнамент на дверях церквей - это, конечно, местная штука. Этим покрыты все стены, обрамляющие вход в храм. В сопровождении застенчиво написали, что иногда эти змеятки «несколько затемняли теологический смысл».



Химера закусила рыцарем. Нет, нам бы, конечно, хихоньки с хаханьками, а рыцарю не очень. У химеры залихватски и по-собачьи завернулось одно ухо.



Дверь церкви с процарапанными как бы рунами. Какого века граффити - не знаю.





Но самая разсамая штука поджидала отдельно. У них есть комната, где собраны вещи, не попавшие в основную экспозицию, из разных стран, не рассортированные и не описанные. В нее тоже пускают посетителей. Там на стеллаже лежит нечто, упакованное в целлофан. Видно, что это распятие - в человеческий рост. Вместо креста - две связанные ветви дерева. На них прикреплен скелет. Из-за пленки видно плохо. Сначала мне показалось, что скелет настоящей, как-то обработанный. Но нет, видимо, сделан из проклеенных чем-то веревок и холстины; там, где ноги - видно, что они обмотаны вокруг досок, изображающих кости. На голове типа проволочного венца.
Общее впечатление сильное: жуть кошмарная. Мне не доводилось видеть такого раньше. Кто-нибудь знает аналоги?
Снято плохо из-за того, что это полка и плюс упаковка: это монтаж из трех кадров.



История с церковным искусством заканчивается 17 веком и двумя выставками - русские иконы (как русские иконы) и «Театральная иллюзия». В основном это модели сцены и декораций, но не только. Один лишь кадр, - в контексте предыдущего смотрится знатно.



Четвертый этаж - модели Бергена в разные века; и чудо чудное - большая экспозиция местного декоративного искусства Нового времени. Много там всего - дерево, стекло, кожа…
Вот барышню унес дракон (что бывает с барышнями нередко), а храбрые всадники скачут ее спасать (но что-то не в том направлении). Все довольны.





Дядька находится с чудовищем в иных отношениях, чем рыцарь с химерой - он поддерживает его челюсть. Дантист? Или м.б. удивил чем-то зверя, и смотрит, чтобы тот не уронил челюсти от изумления. (извините за качество).



На четвертом этаже - этнографический раздел (так себе) и Египетские Мумии.

Чтобы не заканчивать на этой ноте - дополнение со второго этажа. Начали с птиц, ими и закончим.



На этот раз все; об остальных музеях - отдельно.
Previous post Next post
Up