Когда закончились карантинные запасы зерен Starbucks, я купила на пробу пачку Бразилии в кофейне нашего офисного центра. Мне понравилось, как они пахли через клапан, но когда я открыла пачку, мне на секунду стало нехорошо: в аромате зерен явственно присутствовала нота бабушкиного буфета, нота старой жестянки, в которой хранится лавровый лист.
Эта нота старой жестянки - если вы понимаете, о чем я - чаще всего означает полнейшую несъедобность кофе. Для молотого кофе это правило работает в 146% случаев, с зернами опционально: иногда помол восстанавливает аромат, но если зерно выдохлось окончательно, молоть бесполезно, можно сразу выкидывать. Чтобы прикинуть шансы, достаточно посмотреть на срок годности.
У меня не было сомнений в том, что зерна из кофейни свежие. Более того, я узнала, что кофейни избавляются от зерна за месяц до окончания срока годности. Молотый новый кофе пахнет прекрасно и прекрасен на вкус. Видимо, нота старой жестянки в этом случае - просто составляющая аромакомпозиции. Но она навеяла воспоминания.
Нет смысла обсуждать здесь непревзойденную способность Павла дарить подарки - в конце концов, смотреть в зубы дареному коню неприлично, а человек, наверное, старался, как умел. Но один его подарок я до сих пор вспоминаю с содроганием и не могу простить, потому что он граничит с преступлением.
За два месяца до очередного НГ Павел начал мне рассказывать о том, что заготовил мне какой-то невообразимо чудесный подарок. Его прямо распирало о крутости подарка и он даже как-то намекнул, что подарок недешев. Ближе к НГ он признался, что это будут кофейные зерна, а перед самым НГ - что они едут из-за границы, застряли на таможне в Голландии и к празднику, скорее всего, приехать не успеют, поэтому это будет подарок на 8 марта.
Ближе к 8 марта выяснилось, что кофе с голландской таможни уехал обратно в родную страну, а Павлу предложили равноценную замену со склада. Прошло немного времени, Павел радостно сообщил, что он забрал зерна, что они лежат у него дома и умопомрачительно пахнут. Потом он их вручил.
Это был, без преувеличения, мешок кофейных зерен весом в один кг. Упаковка была эффектная: большой металлизированый пакет был убран в джутовый мешок; на последнем красовался принт - носорог. Но, во-первых, упакованные таким образом зерна никак не могли пахнуть, и подарок пах просто пыльным джутовым мешком. Во-вторых, согласно информации на шве пакета, срок годности этих зерен закончился годом раньше. То есть, несколько месяцев Павел рассказывал мне о замечательном драгоценном подарке, подарил мне килограмм просроченных на год кофейных зерен и был неимоверно горд собой.
Надо ли говорить, что сами зерна не пахли кофе, а только старой жестянкой, что я честно попробовала их употребить, но помол их не спас, что мешок отправился на дачу, но даже на даче, где заходит почти любая гадость, конкретная гадость не зашла...
Короче, раньше запах старой жестянки ассоциировался у меня с буфетом у бабушки в Д., а теперь это целый триггер.