Продолжение цикла заметок об ошибках и манипуляциях в исследованиях американского психолога Элизабет Гершов, . Здесь
часть 1 и
часть 2 Миф 3. Обнаруженная связь между физическими наказаниями и поведенческим и интеллектуальными нарушениями свидетельствует о вредном влиянии наказаний на психику ребенка.
Ошибка 4. Перепутаны причина и следствие.
Чем сильнее телесные наказания, тем более агрессивны дети, говорит Элизабет Гершов, но сама же при этом говорит, что исследования не могу показать, что является причиной, а что следствием. Неизвестно, причиной агрессивности детей стали физические наказания или агрессивность стала причиной большого количества физических наказаний.
Гершов приводит лонгитюдные исследования, в которых исследователи признаются, что у детей с такими расстройствами проблемы с поведением были первичны, а физические наказания стали реакцией родителей на них (исследования касались детей от 1 года жизни до 18 лет).
В других исследованиях говорится, что дети, которых бьют, имеют более низкие интеллектуальные показатели, чем те дети, которых не наказывают физически. Однако сам дизайн исследований, никак не дает понять, что тут является причиной, а что - следствием. Что было первичным? Это шлепки стали причиной снижения интеллекта или наоборот, интеллектуальные нарушения повлекли за собой более частые физические наказания? В исследовании изучалась выборка школьников, то есть детей с уже сформировавшимися паттернами поведения и с уже определенным интеллектуальным уровнем. Для того, чтобы доказать, что именно физические наказания стали причиной интеллектуального снижения, надо сначала замерить интеллектуальные показатели до того, как ребенка стали наказывать, а потом замерить их же после того, как его стали наказывать. Только при таких условиях можно доказать, первичными были физические наказания. Но таких экспериментов Гершов не приводит. И как мы понимаем, такой эксперимент невозможно поставить из этических соображений. Те же требования нужны и для изучения воздействия физических наказаний на эмоциональное здоровье ребенка.
Несмотря на то, что чистого эксперимента, а значит и объективного настоящего научного исследования, провести нельзя, Гершов и ученые, которых она цитирует, делают вывод, что это именно физические наказания снижают интеллект ребенка. Эти выводы также были подвергнуты жесткой критике Дианой Баумринд и ее коллегами.
В приведенных Гершов исследованиях абсолютно игнорируются очевидные факты: интеллектуально сниженные дети хуже понимают речь, связь между причинами и следствиями, их психический аппарат может быть недостаточно развит и потому у этих детей могут быть большие проблемы с саморегуляцией. Чем ниже интеллект, тем сильнее могут быть поведенческие нарушения у ребенка. И именно поэтому родители, которые не имеют средств воздействия на такого ребенка словесно, чаще используют телесные наказания.
Список литературы
1. Tina Hyder, Carolyne Willow It Hurts You Inside: Children talking about smacking Jessica Kingsley Publishers, 1998
2. Diana Baumrind et al., Ordinary Physical Punishment: Is It Harmful? Comment on Gershoff, Psychological Bulletin, by the American Psychological Association, Inc. 2002.
3. Elizabeth T. Gershoff, More Harm Than Good: A Summary of Scientific Research on the Intended and Unintended Effects of Corporal Punishment on Children, Law and Contemporary Problems, 2010.
Якорь 4. Marjorie Gunnoe, Carrie Mariner.Toward a developmental-contextual model of the effects of parental spanking on children's aggression. Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine, 1997
5. Joan Durrant et al., Punitive Violence Against Children in Canada, 2006.
6. Robert E. Larzelere, Ph.D. There is No Sound Scientific Evidence to Support Anti-Spanking Bans, Dept. of Human Development and Family Science, 2007.
7. Terry Dobbs & Judith Duncan, Children’s Perspectives on Physical Discipline: A New Zealand Example, 10 CHILD CARE IN PRACTICE, 2004