Недавно я узнала об одной любопытной акции, которую можно квалифицировать как самую настоящую технологию эмоционального террора и подавления больших масс населения.
Называется она красиво: «Акция Последний адрес». На первый взгляд одно сплошное благородство и борьба против тоталитаризмов. Суть акции в том, чтобы развесить на жилых домах мемориальные таблички с именами жертв сталинских репрессий. Авторы идеи были вдохновлены проектом «Камень преткновения», посвященном жертвам нацистких преступлений во время Второй мировой войны. Камень преткновения - это такой микро-мемориал, табличка с именем, которая монтируется прямо в тротуар. В Европе сейчас таких табличек около 45000, а в Германии - около 5000.
Сначала дадим слово авторам акции «Последний адрес». Они решили, что «...Необходимо развивать собственный мемориальный проект, посвященный жертвам сталинских репрессий 30-50-х годов.Десятки тысяч достоверно установленных ПОСЛЕДНИХ АДРЕСОВ - только в Москве. Для каждого из них должен найтись человек, который скажет: я хочу поставить знак вот здесь, вот с этим именем».Таблички выглядят примерно так:
Закладка таких табличек сопровождается весьма специфическим информационным сопровождением: авторы акции утверждают, что такие таблички являются аналогом табличек, создаваемых жертвам нацистских преступников. Цитата. «Камни преткновения» - это знаки памяти жертв, уничтоженных нацистским режимом в 1933-1945 годах: евреев, цыган, гомосексуалов, инакомыслящих, борцов сопротивления».
То есть жертв репрессий приравнивают к жертвам нацистов. Таким образом наше государство в годы Второй мировой войны в сознании наших граждан, в сознании подрастающего поколения приравнивается к нацистcкому государству.
Обратите внимание. Государство, сыгравшее главную, ключевую роль в победе над нацизмом, приравнивают к нацисткому. Я еще могу понять, почему на Западе власть имущим очень хочется пересмотреть итоги Второй мировой - если СССР является страной-преступницей, то и они, сдавшиеся и присягнувшие Гитлеру - не такие уж и плохиши. А таких, не желающих быть плохишами и помнить, кто был победителем, почти целая Западная Европа. Но совершенно непонятно, зачем некоторые наши граждане начинают приравнивать собственных предков к нацистам, подавляют историческое достоинство нашего народа.
Знаменательно, что параллельно с этими идеологическими войнами против России в нашей стране начинает разворачиваться процесс героизации нацистских преступников. Летом этого года в Санкт-Петербурге открылась мемориальная доска пособнику Гитлера Густаву Маннергейму, участвовавшему в блокаде Ленинграда.
Жители города это свинство восприняли крайне негативно. Они устраивали многочисленные акции протеста, раз пять обливали доску краской, в последний раз ее, видимо, облили уже кислотой, так что она уже в некоторых местах покрылась трещинами, но власти города непоколебимы. Мемориальная доска как висела, так и висит.
Но вернемся к нашей мрачной акции «Последний адрес». Это странное стремление превратить улицы наших городов в некое подобие кладбища ни к чему хорошему не приведет. Во-первых, это жесткий систематический эмоциональный прессинг: человек ( и особенно ребенок!) каждое утро будет выходить на улицу и видеть перед носом информацию о смерти такого-то человека. Это постоянное напоминание (заметим, насильственное и тоталитарное - не увернешься!) может спровоцировать чувство тревоги и подавленности. Не только у детей, но и у взрослых.
Во-вторых, какая идентичность будет формироваться у людей, которые будут постоянно видеть на своих улицах вот такие таблички? Они будут формировать чувство национальной неполноценности, если можно так выразиться, вызывать мысли, что народ наш является носителем какой-то особенной патологии. Именно такие разговоры мы всегда слышим от наших борцов с тоталитаризмом. А это может привести к пагубным последствиям как для отдельной личности, так и для государства в целом. Не могу не процитировать известного медиапсихолога, профессора МГУ Е.Е. Пронину, занимающуюся проблемами воздействия СМИ на процесс формирования национальной идентичности: «Национальная идентичность - такой же инструмент выживания личности, как личность - источник и гарантия выживания нации (и государства)».
Что будет твориться у молодых людей в голове, когда они будут праздновать День победы 9 мая? Тут ведь вариантов немного. Либо это День победы их прадедов над злом, над «фашисткой силой темною», либо их прадеды - это представители такой же темной силы, и тогда гордиться нечем. Их прадеды либо палачи, либо рабы. И кто же тогда сами они, эти молодые люди? Потомки рабов и палачей? Сложные и неоднозначные страницы есть в истории каждого государства, но почему авторам проекта хочется сделать акцент именно на плохом? Им хочется, чтобы человек, живущий в доме с такой табличкой, постоянно видел и помнил плохое. А как насчет хорошего? Почему им не хочется рассказать о внедрении бесплатного образования и медицины? О построенных в советском государстве больницах, школах и библиотеках? О том, какие огромные усилия прилагались для того, чтобы советских граждан лечить и развивать? Причем всех граждан, не зависимо от национальности и сословия, а не только представителей арийской расы, как это было в нацисткой Германии. Больницы, школы и библиотеки строились в самых отдаленных уголках страны, в селах и аулах. Почему не рассказать о таком отношении государства к своим гражданам?
Или такие сюжеты никак не вписываются в картинку «рабской сущности» советского народа? Все верно, не вписываются. Рабов ведь не развивают, не тянут вверх, не создают для них прекрасные школы, учебники, которые учат самостоятельно мыслить ( в противовес сегодняшним учебникам), не открывают бесплатные кружки и спортивные секции.
Самое смешное, что никто давно уже не скрывает от детей тему сталинских репрессий. В современных учебниках по истории все более преобладает взвешенный взгляд на сталинские годы в жизни нашего государства. В них рассказывается как о положительных, так и отрицательных сторонах этого очень сложного и неоднозначного периода нашей истории, в противовес тому истерическому самобичеванию, который наблюдался в перестроечные и постперестроечные времена.
Это, видимо, беспокоит устроителей акции «Последний адрес». Им хочется устроить настоящий эмоциональный террор, снова вызвать у граждан нашей страны стойкое чувство собственной неполноценности. Не для того ли, чтобы перед памятниками нацистким пособникам они стояли исключительно со склоненной головой?