Чем отличаются реальные игры игрушки от компьютерных и почему последние наносят вред психике ребенка? Когда ребенок долго играет в спонтанную игру с реальными игрушками, некоторым родителям становится не по себе. Им кажется, что ребенок развлекается, тратит время впустую, поэтому они начинают подсовывать ему игры развивающие, начинают с чуть ли не с двухлетнего возраста учить иностранные и т. д. В развивающих играх нет ничего плохого, но они не должны стать полной заменой спонтанной игре. Потому что спонтанная игра бывает значительно полезнее развивающей (о том, почему маленького ребенка не стоит учить иностранным языкам хотя бы до трех лет, я напишу как-нибудь в другой раз).
Почему это так? Потому что игра для ребенка - это способ познания мира. Манипулируя игрушками, он узнает их свойства. Когда ребенок становится старше, он начинает придумывать с ними сюжетные игры - так у него развивается фантазия. Параллельно таким он усваивает роли, функции и отношения между людьми.
Ключевой характеристикой такой игры являются активность и самостоятельность. Это не родители (или инструкции развивающей или даже просто настольной игры) ведут ребенка по сюжету, говорят ему, как ему поступать, вкладывают ему информацию в голову. Он САМ создает свой мир, у него включается познавательный интерес. Если игрушка не обладает теми свойствами, которые нужны ребенку, он переделывает ее, ломает ее и смотрит, что там внутри, чинит, учится обращаться с ней более ловко, придает ей новые функции меняет сюжет , проигрывает вновь и вновь свои неудачи и в игровой форме ищет выход. В общем, он учится массе вещей, он находится в процессе познания и активного творчества.
А что происходит с ребенком, который играет в компьютерную игру?
Во-первых, возможности придумать и создать свой собственный мир у него уже нет. Мир игры - яркий и завлекающий - для него уже создали. Это значит, что собственная фантазия у него уже не работает.
Во-вторых, у него засыпает познавательный интерес. Ничего нового в игре не происходит, после того, как он усвоил ряд простых правил. Далее он просто бесконечно осуществляет одни и те же примитивные манипуляции с виртуальными предметами.
В-третьих, манипуляции эти - не его собственные, а те, которые придумали для него чужие дяди. А поскольку они просты и примитивны, и вся цель из сводится к не менее примитивной награде, то ни о какой творческой активности и речи быть не может.
В-четвертых, быстрота получения результата и награды в сочетании с минимальными затраченными усилиями («нажми на кнопку - получишь результат») создает у ребенка иллюзию собственной силы и ловкости, в то время как на самом деле он остается пассивным и слабым.
В-пятых, ребенок привыкает к тому, что можно получить быстрый результат, используя минимальные усилия и не неся при этом серьезных потерь при проигрыше: игрушка реально не сломана, никакого физического дискомфорта он не испытывает. Далее, в реальной жизни, он сталкивается с тем, что добиться положительного результата значительно трудней, что за него нужно расплачиваться чем-то, что можно проиграть, а кнопки «рестарт» нет.
Четвертый и пятый факторы играют значительную роль в формировании компьютерной зависимости. Какой вывод сделает ребенок, играющий в компьютерные игры? Что виртуальный мир интереснее реального. Ребенок, интересно и с увлечением играющий в реальные игры, сделает обратный вывод. Для него мир будет представляться чрезвычайно интересным и полным возможностей местом.