Согласно исследованиям, опубликованным в американском издании Pediatrics, с тех пор как с середины 1980-х в США была введена текущая рейтинговая система, количество насилия в фильмах PG-13, которые не запрещаются к просмотру детям до 13 лет, заметно возросло.
Теперь оно превышает количество сцен насилия в фильмах с рейтингом R, на которые дети до 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых.
По словам одного из авторов исследования, Дэниела Ромера, «Насилие продает фильмы. Мы это понимаем, и киноиндустрия это тоже понимает».
Огромное количество насилия и жестокости, которые выливают производители на головы российских детей, оказывает негативное влияние в двух плоскостях. Во-первых, они разрушают социальные и нравственные нормы. Чем чаще главными положительными героями становятся «благородные» наемные убийцы и мафиози, уничтожающие всех, кто мешает им идти к цели, тем скорее дети и подростки сделают вывод, что такое поведение является нормальным.
Еще один аспект влияния медиапродукции на психику человека можно описать известным в психологи термином «прайминга».
Прайминг - это процесс актуализации (оживления, пробуждения) эмоций, состояний или черт личности после недавно пережитого опыта. Когда человек смотрит фильм (особенно ребенок), он идентифицируется с персонажами, проживает события и реакции на него этих самых персонажей. Только что прожитые чувства (пусть и виртуально прожитые) становятся на некоторое время более доступными, они чаще всплывают в виде реакции на теперь уже реальные события. Если «доза» агрессии, например, небольшая или человек получает ее нерегулярно, то агрессия эта затухает. Но если человек получает ее часто и регулярно, то и агрессивное поведение он будет демонстрировать чаще.
Но это вовсе не значит, что напичканные насилием фильмы влияют только на нездоровых и агрессивных людей. В каждом человеке присутствуют агрессивные чувства. Иногда чтобы защититься или преодолеть трудности, например, нужен боевой настрой, нужна здоровая агрессия. Вопрос в том, насколько она сильна и как мы ее контролируем и справляемся с ней.
Результатом постоянной трансляции зрителю ( и особенно эмоционально незрелому ребенку и подростку) моделей импульсивного агрессивного поведения стал фиксируемым западными социологами и психологами «Эффект Лары Крофт». Это социальное явление, смысл которого заключается в том, что жестокость увиденную в кинофильмах, люди переносят в реальную жизнь. Появилось это понятие, когда социологи стали разбираться в причинах роста женской преступности. Они увидели связь роста агрессивности с регулярным просмотром боевиков. Эффект Лары Крофт, как вы понимаете, отмечается не только у женщин, но и у мужчин.
Но агрессия, как говорят американские медиа-магнаты, хорошо продается. И создатели медиа-продукции сделали свой выбор между получением прибыли и развращением детей и общества в целом.