Дико интересное исследование (анализ мтДНК ашкеназов показывает, что они происходят из Италии, а не с Ближнего Востока). Я бы на месте комментаторов не кричал бы "караул" -- мне всегда было интересно, откуда в республиканском еще Риме, до всякого Тита с Масадой и тем более Адриана и Бар-Кохбы такая куча евреев, про которых упоминают (вскользь, но
(
Read more... )
Reply
Я-то хорошо знаю, что любая нация - это, по Андерсону, вымышленное сообщество. Могу привести примеры великих венгров, которые сплошь и рядом носили словацкие фамилии. Или великих возродителей чешского языка, изучивших его в зрелом возрасте. Или двух братьев, Нарутовича и Нарутавичуса, один из которых был президентом Польши, а другой - подписывал декларацию независимости Литвы.
Reply
Reply
Reply
Reply
По первой части. Странное дело - я понимаю Вашу оппозицию, вот только значения бы расставил иначе. По-моему, это как раз Вас волнует, но не очень интересует. Дело не в объеме прокачанной через себя информации. Вы ведь адепт религии, для которой "кровный" национализм - один из столпов (чтобы не сказать "единственный"). Прямая генетическая преемственность для Вас - важный элемент самоидентификации (вы ведь не гер?). Оценив это, можно ли ожидать от Вас полностью беспристрастных попыток объективно разобраться? Если что, это был не риторический вопрос - Вы ведь как-то себе на него должны были уже ответить. Не поделитесь ответом?
И второй вопрос: помимо одиозного оформления книги Занда (есличо: я его не читал, сужу по напевам рабиновичей), что у Вас есть возразить на его главную идею: "Нынешние 'евреи' - ни в каком смысле не народ, а потомки представителей нескольких совершенно разных народов, некогда исповедовавших одну религию"?
Reply
Это для меня никакой не элемент самоидентификации. Факт моей биографии - что в последних 2-3 поколениях у меня все евреи. Что было раньше - я бы непрочь узнать из любопытства, но не более того. Что мне интересно - это культурная преемственность; она для меня действительно важна. Почему я, сын и внук абсолютно нерелигиозных людей, строю ее определенным образом - это отдельный вопрос, ответ на который надо искать в религиозных интеллигентских исканиях 70-х годов.
>"Нынешние 'евреи' - ни в каком смысле не народ, а потомки представителей нескольких совершенно разных народов, некогда исповедовавших одну религию"Слово "народ" - слишком неопределенное, чтобы это высказывание имело какой-то смысл, уникальный для евреев. Народ - это совокупность людей, считающих себя народом. Происхождение может играть какую-то роль в идентификации, но такую же роль может играть мифическое происхождение. Большинство европейских национализмов начинались с ( ... )
Reply
Нет, народ - это не совокупность людей, считающих себя народом. Мне не хочется упираться в определения. Давайте лучше вот о чем: разногласия у нас с Вами следующие - Вы считаете, что народ может объединять и делать народом некая мифология, причем совершенно неважно, насколько она исторична (я правильно Вас изложил?), я же считаю, что народ - это объективная сущность, общность которой легко диагносцируется - язык (на 90%), культура, компактное проживание, чаще всего политическая структура.
Но дело даже и не в этом. Что еще, кроме пресловутых хазар Вы можете предъявить тому же Занду? Чем неправильны его главные постулаты?
Reply
Что касается хазар, они меня нисколько не шокируют. Даже жалко, что такая красивая идея оказалась ошибочной. Про хазар еще есть обширная гумилевская мифология. Но это уже из области курьезов. Про евреев - нехазар тоже мифологии хватает.
>народ - это объективная сущность, общность которой легко диагносцируется
Это совершенно верно, но сформулировать универсальные правила диагностики непросто. Компактное проживание - практически всегда следствие нивелирующей государственной политики (как, например, во Франции, где старательно учили всех общему французкому языку) или этнических чисток.
Reply
Он сказал "хазары" - значит, хазары, и никаких итальянцев!
Reply
Leave a comment