Вне организаций научная работа сейчас почти не ведется, да и в древности тоже какие-то кружки - Пифагоров ли, аристотелев ли Лицей, платоновская ли Академия - группировали вокруг себя любителей натурфилософии; те же функции выполняли библиотеки, музеи, скриптории монастырей. (Кстати, что случилось с александрийской библиотекой? точно никто не знает, потому что все валят друг на друга; вероятно, сгорела во время уличных боев в правление императора Аврелиана.)
Две важные школы средневековья: Шартр и Сен-Виктор.
Шартр: знаменит тем, что там, по легенде, с 876 г. хранится рубаха (Sancta Camisia), принадлежавшая Богородице. Легенда опять-таки утверждает, что реликвию подарил собору Карл Великий, а он, в свою очередь, получил ее в дар во время крестового похода в Иерусалиме. На самом деле реликвия была даром Карла Лысого, и экспертиза установила, что ткань - сирийского производства и была соткана в I в. н.э. До сегодняшнего дня Шартр - важный центр богородичного паломничества и этап на пути в Сантьяго.
В 1020 г. Шартрский собор сильно пострадал от пожара, и тогдашний епископ Фульбер отстроил его заново (хотя что именно он сделал - неясно; возможно, часть нынешней крипты собора относится ко времени его епископства). Тогда же, в 1020 г., была основана и школа при соборе.
Выдающиеся деятели этой школы: Бернар Шартрский (умер ок. 1130) - автор комментария к Платону, и, по-видимому, первый автор фразы про "стояние на плечах гигантов"; Тьерри Шартрский - возможно, младший брат предыдущего - возможно, ввел "ноль" в европейскую арифметику; Вильгельм де Коншес (1090 - после 1154), философ, стремившийся раздвинуть рамки христианского гуманизма; наставник Генриха Плантагенета; исследователь натурфилософии арабов (в переводах Константина Африканского), космолог, психолог, возможный автор глосс к "Тимею", комментрия к "Утешению философией" и Institutiones Grammaticae Присциана и "Сна Сципиона" Макробия. Возможно, также, автор диалога "Драгматикон" и трактата "Magna de naturis philosophia". В "Философии" речь идет в основном именно о натурфилософии (занятия теологией стали слишком еретическими) - теория стихий; отрицание аристотелевской пятой стихии; диалог о форме земли (Князь спрашивает - что будет, если бросить камень в сквозную дырку в земле? - ответ философа правилен, хотя объяснение фантазийно.) Знание "халдеев" (арабов?). Знание о созданиях увеличивает наше понимание Создателя.
На т.н. "королевском портале" шартрского собора стоят 14 статуй - из них семь - это олицетворения 7 свободных искусств, а семь - их ярчайшие представители (Аристотель, Пифагор итд.).
Другая важная школа - при аббатстве Сен-Виктор под Парижем. Ее самый известный представитель - Гуго де Сен-Виктор (ок. 1078 - 11 февр. 1141), философ-мистик, родом, возможно, из Саксонии. Среди его трудов (приписывается ему больше, чем он в реальности написал) - De sacramentis chirstianae fidus и Didascalicon de studio legendi. В "Дидаскаликоне" объясняется, как знания помогают человеку залечить раны, нанесенные грехопадением: теология сокращает разрыв с Богом, технология (производство одежды) смягчает телесную бренность, медицина помогает болезненности тела, сельское хозяйство компенсирует отсутствие эдемского изобилия, и даже театральное искусство чем-то полезно.
Возвращение трудов Аристотеля в европейскую школьную традицию совпало по времени с превращением ряда школ в университеты.
Средневековый университет был устроен по принципу цеха - без жесткой структуры; за счет этого достигалась гибкость, а у профессоров была власть такого рода, как нигде и никогда before or since: профессор не был привязан к городу, он мог пригрозить уйти - и увести за собой кучу школяров, которых горожане недолюбливали, но которые тем не менее обеспечивали им существенный доход.
В XIII в. среди самых значительных университетов - Болонья, Оксфорд, Париж.
В Париже изучается право, медицина, теология. Студентов - до 15 тыс. 3-4 года нужно было учиться, чтобы получить звание магистра - но многие до этого не доучивались, а покидали университет, как только образование давало им возможность найти работу.
У магистра было т.н. jus ubique docendi, весьма ценное само по себе.
Для получения степени в области теологии надо было учиться на 10-15 лет больше, что означало, что а) человек получал степень в зрелом, почти пожилом возрасте и б) он должен был реалистично расценивать свои будущие шансы на продолжение рода.
"Университетские" подчинялись юрисдикции церковных, а не городских властей (в т.ч. судов), что в большинстве случаев гарантировало намного более fair trial.