про советские мультфильмы

Sep 20, 2013 09:38

Оригинал взят у bars_of_cage в про советские мультфильмы
В качестве молодого отца я нынче смотрю много мультфильмов - и, конечно, удивительно это отличие советских.
Дело не в доброте, не в интернационализме и таком прочем идеологическом - а просто в качестве прорисовки. В подходе. В том, как.
Это "как" уходит к тому, "кто".
Советские мультфильмы - это табуретки, сколоченные докторами физико-математических наук.
Они избыточны. Они слишком хороши. Дети не могут считать того, что там есть.

Древний сталинский еще "Мойдодыр". Не знаю, кто там писал музыку - но это просто "Ромео и Джульетта" Прокофьева. И наглядно, и плакативно, и мощно, и все переходы от ужаса к триумфу прописаны так, что ясно - тут поработал недобиток царизма, неразоблаченный шпион антанты, зарабатывающий на жизнь мойдодыром, в то время как у него в душе бушевала 9 симфония, и который вообще не мог изжить из души консерваторию и антона рубинштейна. Да и нарисовано здорово, хоть и по-диснееевски - как возвращаются эти штаны, первые горделиво, вторые глуповато подволачивая брючину.

А и в позднейшие годы - ну хоть Два веселых гуся Носырева - сколько там мелких находок, какая интрига между гусями, как они моют лапки, делая боконон и плеща, или эта ч/б фотография, которую гладит бабуся, когда они пропали - и все это нарочно супероблизко к музыке, как бы подтекстовывая ее каждую секунду, высвечивая каждое слово и подсмеиваясь над ним - ну здорово, и все. Хоть миллион раз смотри, все равно интересно.

Или Чунга-Чунга. Не знаю, кто снимал и кто музыку писал. Но суровые профессионалы, матерые человечищи. Большие волосатые лапы, как у кардиохирургов. Музыку все знают - но ведь и придумки этой стилистики, откуда они такие? что-то подсказывает мне, что заглядывали и эти люди в музей истории Востока, альбомы с африканским искусством попадались им в эти их руки, оох, попадались. Иначе откуда эта игра с 2D, яркий и как бы бедный контраст плоскостей?

Вообще кажется, что это сделано взрослыми людьми, которые в силу причин, делали это, в то время как нельзя было делать другого. Как вот Хармс писал детское. И хорошо делали, слишком даже хорошо, не на детскую аудиторию, а широко - так широко, что я бы сузил.

Вот Винни-Пух Хитрука. Замечательный фильм! но дети только допущены на сеанс. А все то, что там говорится, как говорится, это все обращено от взрослого человека другому такому же умудренному человеку. Вспоминается почему-то финал "Холодного лета 1953 года", где один дяденька с фибровым чемоданчиком видит острым глазком другого такого же с чемоданчиком, и подходит к нему молча прижечь папироску к его папироске, и все это молча, а в кадре просто летят багряные листья по Яузскому бульвару, багряницей уже покрыто было зло, и спешат горожане, вообще ни в одном глазу.

Так вот, эти горожане и есть дети, которые смотрят "Винни".

Или знаменитые "Бременские музыканты". Что там было - собралась группа. И решили (или получили заказ) сделать современное комсомольское, в стиле журнала "Собеседник" с слюдяной грампластиночкой, если кто понимает, о чем я ЕВПОЧю. А поскольку люди все оказались с, что говорится, потенциалом, то на них сошел огонь. Это просто происходит, тут не нужно мистики и глоссолалии. Так же точно на Тима Райса и паренька Веббера сошло благословение, когда они писали Jesus Christ Superstar, ну что тут сделаешь. Откуда еще эта легкость, эта стройность, смелость и глубина. Эта плавность, эта влажность. Эта произвольность. Эта свобода.

И, в общем, понятно, почему так незабываемы эти кадры. Думаю даже, что и детям что-то перепадает. Когда что-то происходит, но что-то настолько превосходящее разумение, что можно только прилаживать в соображении эти безымянные лекала друг ко другу, не понимая смысла каждого, и не видя еще смысла общего, но чувствуя важность прилаживания и очень желая прилаживанием заниматься. Так ведь это оно в раннем детстве.

Поэтому и правильно, что нам дают тут Илиаду Гомера. У кого какой зуб, тот столько и отгрызет. А у кого нету, тот пососет, тоже авось капельку-другую выжмет деснами.

Но неизбежен и вопрос, почему детки вопят от предвкушения и радости вовсе не тогда, когда начинается "Ну Погоди".

А когда "Свинка Пеппа".

мелочи, киношки, прекрасноЭ

Previous post Next post
Up