Дорогие Читатели! У нас в гостях веселый и озорной книжный график - Николай Павлович Воронцов. Совсем недавно мы
побывали у него в мастерской, и вот он пожаловал к нам с ответным визитом.
Здравствуйте, Николай! Книжный Шкап очень рад Вашему визиту! Нам столько всего не терпится узнать, но давайте начнем с самого начала.
Где и как прошло Ваше детство? Я родом из простой рабочей семьи. Родился в Казахстане, куда мои родители по комсомольскому приехали покорять целинные земли. Затем родители электрофицировали железные дороги, мы жили в вагончиках с печкой и ездили в них по стране. Перед школой родители осели на Украине в маленьком городке Шепетовка. Когда пошел в школу, очень много читал. Был чемпионом класса по проглатыванию книг: четыре книги в неделю. Именно столько давали на дом книг. Но мне было мало. Записался еще в несколько библиотек. Так к четвертому классу я приобрел близорукость и стал очкариком. Что к лучшему. Теперь я мог читать книги четырьмя глазами. Читал я в койке, засыпая, читал за столом, подперев книгу буханкой хлеба или бутылкой молока, читал на уроках под партой на коленях.
Какая у Вас была любимая детская книга?
У меня в детстве было немного книг. Среди них помню Горшочек каши с иллюстрациями Владимира Конашевича. “Крылатая ракета” Ефима Чеповецкого с картинками Анатолия Василенко, украинского карикатуриста-иллюстратора. В городской библиотеке как-то увидел книгу Носова “ Незнайка на Луне” с иллюстрациями Генриха Валька, великого иллюстратора и карикатуриста. Ходил каждый день в читальный зал, пока не прочитал всю книгу. Эта книга была редкой и ее на дом не выдавали. Благодаря этой книжке, во мне притаилось зернышко, которое созрело и зацвело колосьями спустя десятки лет.
Есть ли иллюстрации, которые в детстве нравились, а с возрастом - перестали? И наоборот.
В детстве мне нравились героические книги про героев, про отважных мальчишек, разоблачающих шпионов. Иллюстраций там было немного и они были черно-белыми и реалистичными. Хоть и были они выполнены мастерски, сейчас я их воспринимаю как пародийные.
Мне в детстве тяжело было понять иллюстрирование цветовыми пятнами. Поэтому мне были ближе например сказки в иллюстрациях Кочергина, Репкина.
Расскажите, как Вы стали художником? Как давно Вы занимаетесь книжной иллюстрацией?
В детстве я не увлекался рисованием. Рисовал, как большинство детей, в основном на уроках рисования. Любил перерисовывать из газеты Советский Спорт хоккейные баталии сборной СССР и хоккеиста под номером 17 Валерия Харламова.
Отец как-то отвел меня в кружок рисования во Дворец культуры. Я там нарисовал кувшин с грушей и мне предложили ходить в кружок. Но мне показалось это занятие скучным. Вообщем, не удалось мне как всем мастерам иллюстрации, пройтись по ступеням постижения художественных азов. Можно смело меня назвать самоучкой.
С детства я любил юмористические картинки. Родители выписывали журнал Крокодил, который я любил рассматривать, лежа на полу с банкой сливового компота. В старших классах я покупал в киоске Союзпечать польский юмористический журнал Шпильки. Очень мне нравились тамошние картинки. Но сам я как-то не проявлял интереса к рисованию. Потому что все свободное время играл в футбол, читал книги и играл на гитаре. Даже мечтал стать музыкантом и играть в своей группе.
В 77-м году я приехал в Ленинград и поступил в институт точной механики и оптики. Мне понравилось фойе этого института возле Сытного рынка, поэтому я сдал туда документы. Студенческое время - веселая пора, но учиться мне было неинтересно. Тяги к науке не чувствовал. Доцент Алиев говорил мне: “Воронцов, ты хороший парень. Но плохой студент”. Фуад Мамедович оказался прав.
Когда вспоминаешь жизненные маршруты, понимаешь, что жизнь - это цепочка случайностей. Однажды, в 82-м году, в студеную зимнюю пору, я вышел из студенчекой общаги и случайно забрел на выставку карикатуры во Дворец молодежи. На выставке я увидел картинки, которые перевернули мой мир. Я вдруг в тот зимний вечер понял, что я тоже могу рисовать такие картинки.
Купил альбом, карандаш, перо, тушь и начал рисовать свои первые картинки. В общаге было сложно рисовать. Потому что всегда кто-то пыхтел, либо за спиной, либо за шкафом. Стал задумываться об отдельной комнате. Матерые студенты надоумили устроиться дворником. Дворникам давали служебное жильё. Рядом с метро Горьковская нашел работу, мне дали комнату на мансарде и зарплату 128 рублей 20 коп. Так началась моя богемно-дворницкая жизнь на мансарде рядом с Петропавловкой с видом в глубину дворца-колодца. Мебель у меня была сборная, хотя Икеи тогда в СССР не было. Всю мебель - стулья, стол, диван, тахту, кресло - я собрал на помойке. Обустроился и стал рисовать. Полгода рисовал, за это время накопилось много рисунков, и я начал искать выход, где их показать.
В моем институте был один парень, который состоял в клубе карикатуристов. Вот он меня, как папа за ручку, привел в клуб. Бородатые карикатуристы молча, без улыбок, посмотрели мои первые картинки-потуги: “Эта картинка была, и эта картинка уже была, эта картинка у меня была, эта картинка у Теслера была...” Но тут же и обнадежили: “Давай, продолжай рисовать. Только тебе надо много смотреть, многому учиться”. Вот с тех пор, с 1982 года я много смотрю и многому учусь. Впитываю, как жадная ненасытная губка. Ведь самоучке надо доходить до многого своим умом. Даже открывать для себя прописные истины.
Наверно, если бы я тогда в Шепетовке, вместо того чтобы гонять мяч, пошел учиться рисовать гипсовые фигуры, то стал бы правильным художником. Или художником, умеющим рисовать гипсовые головы и драпировку из ткани? А может быть наоборот - никогда бы не стал дядей художником, рисующим веселые детские книжки)
Помните, какой была Ваша первая книга,проиллюстрированная для детей?
Первой моей книгой была раскраска Сказки кота Васьки, вышедшая в 1989 году. Картинки-загадки по мотивам известных сказок. Напечатана на дешевой газетной бумаге тиражом 300 тысяч. Сегодня таких тиражей уже не бывает)
Сколько времени занимает у Вас иллюстрирование одной книги?
Все книги идут по-разному. Зависит от объема. В основном в моем портфолио книги достаточно толстые. Книжек-картинок по 32 или 48 полос у меня мало. Могу сказать, что кто не иллюстрировал детскую книжку в 300 страниц, где каждый разворот содержит картинку, тот жизни не знает. Я иллюстратор-стайер, марафонец. Бежишь, бежишь, бежишь (еще мог бы написать 100 раз бежишь), а книжка не кончается. Уже еле дышишь, отказывает голова, руки не слушаются. Работает только воля и упрямость… Над Звездочкой, лошадкой, которая поёт я работал около пяти месяцев. Очень устал…
В будущем мечтаю переключиться на книжки-картинки 32-48 полос. Устал от марафонов)
Почему Вы выбрали именно карикатурный жанр? Ваша любимая техника?
По-другому я не умею. И не хочу. Я нашел свой стиль, я узнаваем. Зачем мне отказываться от результатов бесконечного поиска и кропотливой работы. Но не буду утверждать, что это навсегда. Всё течёт, всё меняется. Вдруг мне захочется делать книги из пластилина или вышивать их на полотенце?
Есть ли художники, повлиявшие на Ваш творческий путь? Кто Ваши самые любимые иллюстраторы? Ваша любимая техника?
Мой стиль - это сумма большого количества стилей различных симпатичных мне художников. Мой стиль варится в большой кастрюле, куда я бросаю вкусные ингредиенты, попадающиеся мне по пути. Жан-Жак Семпе, Рональд Сирл, Ференц Шайдик, Иржи Шаламоун, Матти Кютт, Хиллар Метс, Прийт Пярн, Леонид Тишков, Маури Куннас, Андре Франкуин, Зеп, Альбер Дюбуа, Андре Франсуа, Жан-Морис Боск, Бретт Бут, Гэри Ларсон, художники Симпплицисимуса, художники Крокодила, Чижиков, Дмитрюк, Герман Огородников, Мигунов, Вальк, Семенов, Ведерников, Малаховский, чехи Адольф Борн, Иржи Шаламоун и многие другие. Не хватит места для перечисления всех фамилий и имен. А сколько новых имен открылось и появилось, благодаря широким просторам интернета!
Мой стиль до сих пор побулькивает в кастрюльке, потому что туда я регулярно бросаю новые пряности и вкусности. Аж пар из-под крышки идёт! Главное - не ошпариться!
Как Вы относитесь к компьютерным иллюстрациям?
Компьютер всего лишь инструмент, более сложный чем карандаш. Надо запомнить одну истину - компьютер сам не рисует и не раскрашивает. Карандашом можно выполнить неумелые безвкусные иллюстрации. И с помощью компьютера можно выполнить неумелые, безвкусные иллюстрации. Так же как и наоборот - сделать вкусные иллюстрации.
Какие советы Вы можете дать начинающему иллюстратору?
Молодой иллюстратор должен быть нахальным ( в хорошем смысле этого слова). Первую работу надо делать смело, отвязно, раскованно, нагло, чтобы покорить читателя свежестью решения. Но для этого надо смотреть много книжек мастеров, чтобы заразиться их раскованностью и уверенностью.
Человек есть то, что он ест. Иллюстратор есть то, что он смотрит.
Ограждайте себя от плохих и от ремесленных иллюстраций.
С какими детскими периодическими изданиями Вам довелось работать?
После института я проработал 5 лет инженером в секретном НИИ. Мне там было скучно и я там каждую свободную минуту рисовал. Для меня было подарком судьбы, когда главный художник пионерской газеты Ленинские Искры Жора Светозаров пригласил меня туда работать метронпажем и художником по совместительству. С 1988 года я из инженера превратился в художника официально записью в трудовой книжке.
Я сотрудничал с журналом Искорка, Автобус, Баламут.
Вы работаете и с нашими, и с иностранными издательствами? Есть отличия?
Мои книжки переиздавались в Корее, Италии. Неандертальский мальчик и Самсон и Роберто. Работу с ними я никак не почувствовал. Немножко почувствовал только гонорар). Сейчас серия про Помпона издается в Болгарии. Перевели уже три книги. Перевести Помпона на другой язык - это подвиг переводчика. Как перевести многие словески и выражения, понятные и привычные русскому уху, мне не понятно. Но это заслуга переводчика и издательства, которые играючись, переводили многие помпонимы и трюнделизмы).
На Ваш взгляд, какая Ваша книга самая лучшая? Над какой было труднее всего работать?
Это самый трудный вопрос. Когда я держу в руках свежую книжку, мне она никогда не нравится. Я вижу много недоделок, появляется желание многое исправить, подредактировать. Но проходит время (оно, как известно, лучший лекарь) и я начинаю относиться к книгам спокойнее. Я на них смотрю и думаю: “А что, ничего! Приличная получилась книга!”
Занимательный Мюнхаузен - наверно, самая интересная моя книга. Потому что она была одной из первых моих больших книг. Она была наглая и вызывающая. Как рок-н-ролл в сельском клубе)
Царь Пузан детгизовский - цельная книга, потому что всего 48 страниц.
Сказка Хармса - отвязная книга.
Какие книги Вы мечтаете проиллюстрировать?
Не знаю. Проще сказать, что я не хочу иллюстрировать.
Не хочу иллюстрировать Алису. Не хочу быть 99567-м художником, рисующего девочку с вытянутой шеей и чеширского кота.
Что Вас вдохновляет?
Новый день. Это значит опять с утра я в своей комнате-мастерской за рабочим столом.
Когда Вы работаете над детской книгой, Вы представляете себе какого-то конкретного маленького читателя?
Когда работаю над книгой, я думаю только о мальчике Коле. О мальчике Коле из Шепетовки, который выбирает в местной библиотеке книгу, которую ему почитать. Мальчик Коля решает - интересно ему будет читать и рассматривать книжку . Так и работаем вдвоем - мальчик Коля решает, дядя Коля рисует.
В работе я часто советуюсь со своей интуицией. Еще беру в помощники эврику №5.
Какие, на Ваш взгляд, задачи у детской книжной иллюстрации? Что в иллюстрациях для детей должно быть обязательно, а чего, по Вашему мнению, не должно быть вовсе?
Когда-то давно я был художником-карикатуристом и мечтал стать художником-иллюстратором. Художником, может быть, я так и не стал. Но точно могу сказать, что теперь я стал иллюстратором-карикатуристом. Мои иллюстрации в первую очередь это карикатуры для маленьких детишек и больших мам. Кстати, карикатуры для взрослых рисовать гораздо проще. Придумал ход и поперчил его небольшой долей цинизма. Деткам противопоказан цинизм. Им нужен шоколад, сахар, ваниль. Полезны также каротин и рыбий жир.
Не должно быть насилия, пошлости, чернухи.
Что отличает хорошую иллюстрацию от плохой?
В хорошей иллюстрации хочется жить, в ней хочется поселиться, чтобы отправиться в путешествия за приключениями вместе с героями.
Плохую книгу от хорошей отличает обилие виньеток, рамочек и прочих украшательств. Хотя это все проблемы отечественного детского книжного дизайна, который удручает чаще, чем радует.
Какую книгу Вы взяли бы с собой на необитаемый остров?
Хотелось бы взять побольше книг, но на таможне всё равно отберут.
Пусть это будет “Дядюшка Ау” Ханну Мякеля в переводе Э.Успенского)
Каким Вы видите будущее книги?
Хотелось бы, чтобы книга осталось такой как есть - текст плюс иллюстрации, на бумаге. Как это было 10. 20, 50, 100 лет назад.
Но пусть появляются такие книги, где будут использованы новейшие достижения полиграфии. Всякие окошечки, звуковые картинки, 3Dкартинки, картинки с запахами и тактильными ощущениями.
Николай, спасибо вам огромное за содержательную и увлекательную беседу! И напоследок, Ваше пожелание читателям Книжного Шкапа?
Читайте детям хорошие книги. Тогда вам не придется заниматься их воспитанием.
И вопросы от Читателей:
Федя очень интересовался, почему у кота нос был заклеен?
Потому что Трюндель часто суёт свой нос не в своё дело! И часто суёт свой нос в мышиные норки и скворечники. Вам бы тоже не понравилось, если в ваш скворечник кто-то будет засовывать свой нос!
Всегда было интересно узнать, а как именно рисуются такие милые симпатичные рисунки в таком, как бы это поточнее сказать, детском стиле? Это на бумаге рисуется? Или теперь уже как-то на компьютере? Если на бумаге, то чем? Какими красками (или чем-то ещё)?
Сначала на бумаге рисуется карандашом эскиз. Затем перьевой ручкой рисуется по эскизу контурная картинка. Картинка сканируется, обрабатывается и красится на компьютере. Потом на компьютере верстается. Кстати, о работе художника над книгой подробно рассказано в книге кота Помпона “Колякалки-Котякалки”.
У меня две дочки, Вероника, почти 4 года и Диана, 7.5. Они сейчас гостят у бабушки. Наверное, поэтому вопрос от Вероники: есть ли у Кота Помпона бабушка?
Прадедушка у Помпона был пиратом. Об этом надо бы отдельную историю написать.
Дедушка у Помпона тоже есть. Значит и бабушка должна быть. Где-то рядом. Надо будет её поискать.
Диана очень любит рисовать, мечтает стать "свободным художником", поэтому у нее вопрос к дяде Коле Воронцову: где Вы берете фантазию? И второй вопрос: был ли Кот Помпон на Мадагаскаре? Почему на Мадаскаре? Потому что это такая страна около Африки (видимо, недавно читала в Энциклопедии:))
Дядя Коля придумывает всё из головы. Из других частей тела сложно что-то придумать. Порой получается что-то интересное высосать из пальца. Но много оттуда не выссосешь.)
На Мадагаскаре кот Помпон ещё не был. Зато был в ШКОТландии. Котманду и в МУРгентине)
Знает ли Дядя Коля, каким будет кот, когда начинает его рисовать?
Как возникла идея кота Помпона?
Идея кота Помпона появилась 30 лет назад. Правда его звали тогда кот Лаперузо. Через 10 лет он превратился в кота Героя. И вот наконец в 2013 году он обрел свое нынешнее имя. Теперь его многие знают под именем Помпон.
Есть ли у Дяди Коли кот? И кто был прообразом Помпона? Когда создавался Помпон, интересовались ли вы мнением детской аудитории, насколько ей он симпатичен? Если - да, было ли это мнение решающим? Спасибо!
У меня был кот Жора. Он прожил в нашей семье 17 лет. Недавно он покинул нас навсегда. Можно сказать серия про Помпона написана и нарисована в память о Жоре. Жора - это моя Муза. Все семнадцать лет он дрых у меня в мастерской на кресле, пока я рисовал карикатуры и картинки для детских книжек.
Где вы учились? Какое у вас образование? У большинства художников оно как раз не художественное :) Где учился кот Помпон и учился ли? Умеет ли он писать? А рисовать у него красиво получается?
У меня высшее инженерное образование. Специального художественного нет.
Кот Помпон всему хорошему научился у дяди Коли. В том числе писать, риосвать и давать интервью.
Кот Помпон в знак благодарности пытается научить дяд Колю лазить по деревьям, ловит мышек и птичек, есть кошачий корм, вылизывать себя. Но пока у дяди Коли это плохо получается. Иногда у него получается спать по 14 часов в сутки.
Вы умеете играть в "Колыбель для кошки" (когда два человека крутят на пальцах закольцованную веревочку)? А кот Помпон?
Не умею. Вот Помпон всё умеет. Он способный!
Вы любите ходить на почту и отправлять открытки просто так? А часто получается это делать?
Не люблю. На почте всегда очередь. Очередь - это страшная вещь!
А дети у вас есть? И откуда вообще пришла идея кота Помпона?
У меня есть сын Глеб. Ему уже 28 лет.
Когда вышла ваша самая первая книжка и в каком издательстве? А вообще просто рисунки когда первый раз вышли в печать и где?
Первая карикатура была напечатана в 1983 году в институтской газете. Это был триумф!
Рисунков "в стол" много получается? А руками вы часто рисуете?
Большинство рисунков было напечатано. Но кое-что лежит в столе. Пусть отлежатся.
Руками я рисую каждый день. Пробовал как-то ногами - не получается.
Что у Помпона с глазом, а у Трюнделя с носом?
Прадедушка Помпона был пиратом. Во время стычек и абордажей ему всегда доставалось в глаз. Он ходил с вечным фингалом, который впоследствии стал родным. К Помпону перешел в виде родимого пятнышка.
Соседских мышей у Помпона много? Одна семья? Или больше?
Перепись мышиного населения проводил Трюндель. Но перепись прошла безрезультатно. Завидев переписчика, граждане-мыши попрятались кто куда. Никакой гражданской ответственности!
Сколько в среднем уходит времени на книжку?
На Помпона уходит 3-4 месяца напряженного труда, мучений и стараний с высунутым языком)
Спасибо всем Читателям за
интересные вопросы, Николаю было очень сложно выбрать победителя. Книга "
Дневник кота Помпона" с автографом автора отправляется к Диане, которая интересовалась, был ли кот Помпон на Мадагаскаре.
Ozon.ru - Дневник кота Помпона | дядя Коля Воронцов в "Лабиринте"