Оригинал взят у
telemach в
Процессуальный взгляд на Руны (Кеназ) Чем больше имею дело с Рунами, тем весомее моя убежденность в том, что Руны - это первозданные силы. Первозданные - значит, созданные в самом начале. "В начале было Слово, и Слово было у Бога". Или, как сказано в Прорицании вёльвы:
В начале времен
не было в мире
ни песка, ни моря,
ни волн холодных.
Земли еще не было,
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла.
Тогда-то и появились Руны, или силы, которые потом изобразили значками и назвали рунами. Они предельно абстрактны, это важно понимать.
Изначально они представляют собой некую абстракцию, которая и является описанием действия силы. Или наоборот: они представляют собой некую силу, которая описывается с помощью процессуальной абстракции. Мне кажется, любой рунолог рано или поздно добирается до этой предельной абстракции и удивляется ей. Удивляется, как оно все просто, оказывается, а воображалось много разного, разнообразного и, казалось, несводимого к общему знаменателю.
Но. Проникая в повседневность, кристаллизованная абстракция получает миллионыя разнообразнейших отражений себя, которые, в свою очередь получают различные имена, определяемые различными эмоциональными реакциями людей.
Что это значит? Это значит, что некое действие, само по себе простое и не вызывающее никаких эмоций (например, натяжение, тяга, растягивание, что-то тяяяяянется), в разных ситуациях может вызывать бурные реакции самого противоположного толка.
Натягивается шкура на барабан.
Натягивается петля виселицы.
Натягивается спасательный трос.
Ручка младенца тянется к материнской груди.
Рука влюбленного тянется к возлюбленной.
Рука маньяка тянется к жертве.
Тянется время ожидания, и ожидаемый приговор суда все откладывается.
Тянется время ожидания, и ожидаемая смерть парализованной бабушки все не наступает.
Тянется время ожидания, и ожидаемый приезд любимого все откладывается.
Тянется время ожидания, и ожидаемый приезд мерзкой родни все оттягивается.
Тянется время ожидания, и ожидаемый приход сантехника все откладывается.
Вы поняли, да? Действие одно и то же - растягивание, натягивание, увеличение площади и длины предмета, а эмоции разные, потому что это действие в каждом конкретном случае имеет определенное отношение к судьбе человека. Или так: судьба конкретного человека зависит от этого действия. Но само по себе оно индифферентно и к человеку не относится. Какое дело натягивающейся веревке до бьющегося в конвульсяих повешенного? Никакого.
Вот так же и с Рунами, кои есть предвечные и предначальные силы. Мало того, что им как силам нет до вас никакого дела. Они еще (что важно понимать каждому мантику!) не могут быть ни "положительными", ни "отрицательными". Они могут сыграть положительную или отрицательную роль в вашей судьбе или ситуации, но сами по себе они индефферентны.
Северному человеку, нуждающемуся в тепле и постоянной энергетической подпитке, кажутся более благоприятными энергосодержащие Руны, которые описывают действия, порождающие энергию - Соуло, Кеназ. Однако в горячей пустыне более благоприятными Рунами будут Иса и Иор.
Произнося словосочетание "(не)благоприятная Руна", надо всегда добавлять, для чего. Для чего она полезна и при каких условиях сослужит хорошую службу? Для чего она совсем не подойдет?
Нет ни одной тотально удачной или тотально вредоносной Руны, потому что они суть силы, процессы. Между прочим, Юнг определял архетипы как способы действия, поведения. Не образы, не характеристики, не качества и уж тем более не антропоморфные фигуры. Способы действия. Тот, кто это понял, тот научился толкованию.
Иными словами, можно перечислять значения Рун как набор характеристик, от полюса потенциально комфортного до полюса дискомфорта. И обычно так оно и делается, потому что списком удобнее. Однако для меня предпочтительней рассматривать Руну процессуально, как некое действие, специфическую силу, и пытаться понять, принесет ли она комфорт или дискомфорт, или что она вообще принесет в данной ситуации? Иногда это сразу ясно, а иногда ставит в тупик. В таких случаях хорошо иметь под рукой маленькие раскладики, основанные на базовой специфике действия Руны, поскольку одну комментирующую Руну можно совершенно не понять. Например, для Иор всегда надо тянуть две дополнительные Руны, и никак иначе, поскольку иначе получится только одна сторона монеты, а нам надо две.
На днях я приводила в порядок все разнокалиберные, разных лет и практик записи по Руне Кеназ, и у меня составился маленький базовый раскладик для нее. Как абстрация, как архетипическое действие Кен представляет собой горение. Процесс, в котором происходит химическая реакция: исходное вещество сгорает (окисляется, превращается в шлак, практически уничтожается), выделяя энергию. В мантике Кеназ символизирует ситуацию довольно непростую и чреватую неожиданными побочками, если сразу не учесть все входящие в нее факторы.
Если вы прочли в описании Кеназ о том, что это Руна света, просвещения и просветления, то имейте в виду, что это только один аспект события по имени Кеназ. Автор описания, возможно, мало задумывался о том, сколько человеческого труда и интеллектуального ресурса вложено в горящий экран его компьютера или в горящую лампочку на потолке. И что может на самом деле принести с собой это горение.
Горение - опасный процесс, всегда и при любых обстоятельствах. Недаром две рунические поэмы из трех сохранившихся описывают Кеназ через понятия "язва", "беда", "погибель", "рана", "гниющая плоть". Гниение с химической точки зрения - тоже горение, и тоже выделяет тепло.
Итак, процесс горения имеет три волнующих нас стороны и порождает три вопроса.
Первый: что горит? каков источник огня? откуда приходит энергия? из чего она образуется?
Обычно это сразу очевидно в большом раскладе, когда Кеназ падает в известную позицию. Но если она вытащена на вопрос "как там у меня в жизни вообще?" или "что происходит в целом?" - то, конечно, ничего не понятно, и надо уточнять.
Второй: что сгорает? что исчезнет в этом процессе? что будет истрачено? что придется отдать? чем оплатится просвещение, просветление и энергетическое вливание?
Кеназ всегда означает какие-то траты - да-да! Особенно если речь о деньгах - то точно траты (и если по прямой ты за это что-то имеешь, то по перевернутой - шиш с маслом, а тратишь все равно). Это могут быть затраты в виде физических сил, интеллектуальной работы, концентрированного намерения, эмоционального напряжения, внутренней борьбы и тому подобного. Всевозможные вложения, которые напрямую не вернутся.
Третий: какова цель горения? куда направляется полученная энергия? на что она идет? к чему стремится человек, зажигающий и подкармливающий этот огонь?
Очень важная позиция, которая обычно влияет на истолкование Кеназ в целом. Если интерпретатор в основном нацелен на получение знаний, он пишет, что Кеназ "освещает путь". Если он нацелен на созидательную деятельность, то толкования крутятся вокруг символики факела, "прирученного огня", очага и т.п. Как правило, эти люди не интересуются ответом на вопрос "что сгорает?", поскольку интеллектуально-трудовые затраты для них - нечто естественное и само собой разумеющееся. И это правильно - в хорошо организованном духовном процессе. Но когда мы смотрим повседневные ситуации обычных людей, то вопрос затрат встает ребром, особенно в связи с оценкой их целесообразности. Поэтому ответ на третий вопрос должен быть увязан с ответом на второй. Если тратится много ценного, то с какой целью? Стоит ли овчинка выделки?
Проверяю на себе. Выбираю Кен как Руну-сигнификатор моей текущей ситуации (из футорка). Подразумевается, что вся энергия, появляющаяся у меня сейчас, обозначается этой Руной. Поскольку в данный момент жизни энергия у меня в принципе имеется, то вопрос вполне корректный. Осталось выяснить все привходящие обстоятельства.
1 - откуда приходит энергия? Юр
Энергия приходит из постоянных усилий, маленьких и повседневных, из неуклонного приложения внимания к мелким делам. Кропотливый труд, процесс неторопливого и настойчивого делания незаметных дел. Здесь важнее настойчивость и концентрация, чем значимость самих дел. И действительно, сейчас я настроена на то, чтобы выполнять намеченные планы, разбив их на мелкие шажки, и таким образом продвигаться к желанной цели.
2 - что сгорает? чем я оплачиваю свое продвижение? Этел
Сгорает в этом процессе нечто свое, личное и унаследованное. Это можно трактовать как семейные паттерны, перешедшие в персональную систему мировоззрения и мирочувствования. В данном случае - неверие в то, что мелкими делами и постоянным усердием можно добиться чего-то значительного. Очень хорошо укрепившийся паттерн, который у меня с трудом преодолевается. Обычно для его преодоления я наделяю сверхважностью мелкие шажки, что чревато последующим разочарованием, ведь они не приводят к сверхважным результатам. К последним ведет лишь последовательность мелких шажков, которые сами по себе незначительны. И вот сейчас я стараюсь выполнять мелкие дела, не наделяя их сверхценностью, и при этом проявлять должную усидчивость. Отметая все эмоциональные помехи. (Кстати, любопытно, что несколько клиентов подряд, пришедшие ко мне с запросами в совершенно разных областях, получили от Рун тот же совет. Пространство срезонировало :))
3 - цель горения, или куда направляется получаемая энергия? Джер
Цель текущего периода - завершить внутренние гештальты. Завершить начатые давно процессы и проекты. И начать новый цикл, точнее - зациклить развитие моего дела таким образом, чтобы оно уже начало работать на меня, чтобы дело шло само, чтобы развитие не стопорилось, а постоянно само себя воспроизводило. Проще говоря, чтобы проекты заработали. Джер здесь указывает на монотонную, рутинную деятельность, которая должна быть произведена, чтобы добиться желаемого. На данный момент меня это устраивает, потому что через рутину не перепрыгнешь, и я, глядя изнутри на свой процесс, отлично это вижу.