Советский психоанализ: наступая на грабли

Dec 19, 2019 14:31



Когда я поступила учиться на факультет психологии МГУ, то быстро усвоила, что две главных вредоносных буржуазных выдумки в психологии - это Фрейд и тесты. Любопытно, что именно с психоанализа и с тестирования начиналась юная советская психология. Причем и психоаналитиками, и педологами (от которых пошло массовое тестирование) были те же самые люди, которые вскоре станут теоретиками и практиками новой советской психологии. Сегодня разговор пойдет о советском психоанализе.

Почему советская власть полюбила психоанализ

Удивительно, до какой степени в только что появившейся советской стране уважали и развивали психологию. Так, весной 1918 года (советской власти всего несколько месяцев) учреждается Институт ребенка с соматическим и психологическим подотделами и опытным детским садом. В 1919 году появляется Клинический психотерапевтический институт в Петрограде. Скорее всего, интерес к психологии не случаен: она казалась руководителям советского государства той силой, которая может решить проблему воспитания нового, социалистического человека. Иными словами,они пытались найти в психологии научный метод для изменения сознания населения в нужном направлении.

Большой интерес к психологии и прежде всего, к психоанализу вероятно проявлял Троцкий, который писал: "Социалистическое строительство есть по самому существу своему сознательное плановое строительство, стремление рационализировать человеческие отношения, подчинить из разуму, вооруженному наукой. Производительные силы уже давно созрели для социализма. Что еще отсутствует, так это последний субъективный фактор: сознание отстает от жизни".

Получается, что юный советский психоанализ имел поддержку на самом высоком уровне, что определило и его бурное развитие и быстрый крах (вместе с крахом Троцкого). Но психоанализ привлекал психологов еще и как вариант внесения материализма в научную психологию. Недаром два основоположника советской материалистической психологии Лев Выготский и Александр Лурия в 1925 году написали предисловие к переводу книги Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия". Завершалось оно словами: "Буржуазная наука рождает материализм. Роды эти часто бывают тяжелыми и затяжными. Но надо только найти, где зреет в ее недрах материализм - найти, чтобы охранить и использовать эти ростки".

В 1922 году было создано Русской психоаналитическое общество, котрое по числу членов стало третьим в Еропе. Его секретарем был Александр Лурия, а председателем - Иван Ермаков. Об этом человеке нужно хотя бы немного сказать.



Иван Дмитириевич Ермаков (1875-1942)  был врачом - неврологом и психиатром. Он учился у Сербского и был одним из лечащих врачей Михаила Врубеля. Психоанализом он стал всерьез интересоваться после поездки в Европу в 1913 году, и после революции стал лидеров советских психоаналитиков. Он занимался психоанализом художественного творчества, написал книги по психоанализу Пушкина, Гоголя и Достоевского.
Ивану Ермакову должно быть глубоко благодарно  поколение психологов, росшее во времена, когда психоанализ был вредоносной  выдумкой. Дело в том, что под редакцией Ермакова издавалась "Психологическая и психоаналитическая библиотека", в которой вышли переводы всех основных работ Фрейда, написанных к тому времени. И эти работы были доступны в крупных научных библиотеках, с них делали ксероксы и пускали по рукам, поэтому  психологи и  интересующиеся имели возможность читать Фрейда, а не только статьи о буржуазной сущности психоанализа. И через много лет новое поколение психоаналитиков выросло на этих книгах (Юнгу повезло меньше, успели только одну его книгу перевести).



Психоаналитический детский сад
В 1921 году в Москве открылся необычный детский сад. Его еще называли детским домом, хотя фактически это был детский сад - интернат, где дети отправлялись домой на выходные. Располагался он на втором этаже одного из лучших особняков Москвы - в доме Рябушинского архитектора Шехтеля. Через несколько лет в особняк у Никитских ворот поселят вернувшегося из-за границы Горького, и сейчас там находится его музей.



Этот детский сад создавался для детей первых лиц страны, его посещал, к примеру, Василий Сталин. На 25 детей приходилось до 50 человек персонала. Одновременно он являлся психоаналитической исследовательской лабораторией, где воспитание детей проходило строго в соответствии с психоаналитической наукой. В частности, изучался Эдипов комплекс в условиях коллективного воспитания (Эдипов комплекс связан с отношениями отца и сына, но в детском саду родители максимально отстранялись от воспитания). Велись ежедневные наблюдения, публиковались отчеты. Работа детского сада вызвала интерес Фрейда.

В детском саду детей старались ни к чему не принуждать, не ругать, не наказывать, не стыдить. Похвала тоже была под запретом: нужно было объяснять на словах и примерах. (Замечу в скобках, что похожие принципы сейчас приняты в мировой педагогике, правда связывают их уже не с психоанализом). Про половые органы детям тоже все подробно объясняли. Дети имели возможность разглядывать друг друга без одежды, зато воспитательницам запрещалось целовать и гладить детей, чтобы не проявлять свою сексуальность.
Руководила детским садом Вера Шмидт, жена Отто Шмидта, будущего полярника; в те годы и он интересовался психоанализом.



На первом этаже особняка Рябушинского располагалось русское психоаналитическое общество и Государственный психоаналитический институт. Вот как вспоминал об этом Александр Лурия: «Я стал - в возрасте двадцати одного года - ученым секретарем Русского психоаналитического общества, председателем которого был профессор Ермаков... Нам дали прекрасный дом - особняк Рябушинского... я получил великолепный кабинет, оклеенный шелковыми обоями, и страшно торжественно заседал в нем, устраивая раз в две недели заседания психоаналитиков. На первом этаже особняка помещалось наше психоаналитическое общество, а на втором - психоаналитический детский сад. Большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили».

Понятно, что необычные методы воспитания высокопоставленных детей привлекли внимание, стали источником сплетен. В детский сад зачастили комиссии, которые пришли к выводу, что у детей стимулируют сексуальное развитие. В 1925 году психоаналитический детский сад был закрыт и начался закат психоанализа в СССР. В 1930 году было ликвидировано Русское психоаналитическое общество, и психоанализ оказался фактически под запретом.
И на этом мы могли бы закончить наш рассказ, но есть в истории советского психоанализа еще одна странная и трогательная страница, и я не могу пройти мимо нее.

Михаил Зощенко как психоаналитик.


В 30-е годы XX века психоаналитики все еще принимали пациентов, не афишируя свое пристрастие к психоанализу. К одному из них обратился известный писатель Михаил Зощенко, страдавший сильным неврозом. Ему не понравились трактовки психоаналитика, и он стал сам докапываться до причин своей болезни. Результатом стал тонкий, сложный и успешный (по словам самого Зощенко) самоанализ Зощенко-пациента, откровенно, без купюр зафиксированный  Зощенок-писателем. Аналогов в мировой практике я не знаю.
Зощенко достаточно критично относился к Фрейду и считал себя последователем  Павлова. Однако читатель, знакомый с учением и того и другого, скорее всего придет к выводу о том, что в построениях Зощенко от Фрейда гораздо больше. Так или иначе, книга "Перед восходом солнца", в которой он описывает свой самоанализ, - это потрясающий человеческий и психологический документ. Думаю, автору было непросто решиться откровенно рассказать о себе. Но он считал, что история  о том, как он излечился от невроза, может помочь людям. Он не знал, как дорого обойдется ему этот рассказ...

Книгу "Перед восходом солнца" в 1943 году начал печатать журнал "Октябрь". После того, как вышли два номера, публикация была прервана. Появились разгромные рецензии, началась травля писателя, которая фактически продолжалась до конца его жизни. Окончание книги было опубликовано в 1972 году под названием "Повесть о разуме": публикация начиналась фактически с середины, но не было никаких указаний на то, что это окончание без начала. Под одной обложкой обе половины книги соединились лишь в 1987 году.

Я не пишу подробно о содержании книги "Перед восходом солнца", потому что каждый может ее прочесть. Но если будет желание читателей, могу написать о ней больше. Я очень люблю эту книгу, восхищаюсь смелостью и открытостью ее автора. Но только готовя этот материал, поняла, что она во многом определила мой жизненный и профессиональный путь...

А реинкарнация отечественного психоанализа началась в конце 60-х - 70-е годы XX века. Но это другая история, и она, сколько знаю, еще не написана. Надеюсь, она будет написана.

судьбы, я просветитель, психология

Previous post Next post
Up