Делить мир на черное и белое (мужское и женское, светлое и темное) легко и привлекательно. Поэтому идея о противоположности двух полушарий головного мозга пользуется популярностью.
Действительность сложнее самых лучших схем, но чтобы разобраться, что стоит за красивыми словами "межполушарная асимметрия", нам неизбежно придется этими схемами пользоваться.
А начнем мы с исследований расщепленного мозга полувековой давности.
Левый мозг, правый мозг
В 60-е годы XX века начали проводиться операции на головном мозге нового вида: расщепление двух полушарий мозга. Проводились они строго по медицинским показаниям, при неизлечимых формах эпилепсии, и позволяли больным избавиться от мучительных припадков. Их не надо путать с гораздо более страшной по своим последствиям операцией лоботомии, известной широкой публике по "Полетам над гнездом кукушки"
Во время операции проводилось рассечение мозолистого тела, соединявшего два полушария мозга. Удивительно, но в повседневной жизни поведение больных после операции почти не менялось. Однако в экспериментах психологов выявились удивительные вещи.
Психологи подавали информацию отдельно левому и правому глазу, уху, руке, и ее получало только одно полушарие: к примеру, картинку, показанную левому глазу, "видело" только правое полушарие (так устроены проводящие пути мозга) и наоборот.
Выяснилось, что лица с расщепленным мозгом левой рукой не могли писать, правой - рисовать, даже скопировать простейшую фигуру вроде треугольника и квадрата не могли. Только левой рукой они оказались способны построить конструкцию из кубиков и отыскать на ощупь показанный предмет.
А вот назвать показанный предмет такие больные могли только если его видел правый глаз. Но зато в ответ на изображение, показанное левому глазу, возникала эмоциональная реакция, которой не было, если изображение показывали правому глазу.
К примеру, больной показывают порнографическую картинку. Сначала она видит ее левым глазом, краснеет и хихикает, а на вопрос "Почему вы смеетесь" дает ответ: "Приборы у вас тут странные, смешные". Когда ту же картинку видит правый глаз, эта же больная дает сухое и четкое описание увиденного в терминах из учебника анатомии.
Любопытно, что у больных с расщепленным мозгом иногда отмечались противоречия в поведении. Например, больного вызывают на психологический эксперимент. Он начинает одеваться с помощью правой руки, а левая пытается снять уже уже надетую одежду. Другой больной обнимал жену правой рукой, а левой пытался ее оттолкнуть. Со слов этого человека, он очень любил свою жену (ну еще бы, словами "заведует" левое полушарие, так же, как и правой рукой).
Получается, что два полушария соотносятся с давно известным делением психики на сознание и бессознательное. Сознание "расположено" в языковом левом полушарии, бессознательное относится к правому. Не зря женщина, правое полушарие которой видело порнографическую картинку, не могла понять, почему она смеется, и пыталась найти правдоподобное, но неверное словесное объяснение. Кстати, в жизни мы не так уж редко ведем себя похоже, пытаясь объяснить собственные поступки. Так что психоаналитики считают, что эксперименты на расщепленном мозге подтвердили теорию Фрейда о бесознательном на неврологическом уровне.
За экспериментами на больных с расщепленным мозгом последовали более изощренные опыты на здоровых людях, и в результате сформировалась достаточно стройная концепция о межполушарной асимметрии и о различиях функций двух полушарий. Они отражены на схеме.
Иными словами, речевое, левое полушарие ответственно за дискретный, поэлементный, последовательный анализ информации, логику, поиск закономерностей, образное правое - за целостный охват живой реальности., а также за эмоциональную сферу человека.
Иногда два стиля мышления, примерно соответствующие двум полушариям, называют "мыслитель" и "художник"
Вот две девочки смотрят в окно. Одна из них - скорее художник - радуется: "Смотри, на улице весна - солнышко, снег тает, с сосулек капает". Ее сестра - мыслитель - пожимает плечами: "Какая же весна, посмотри на календарь: сейчас февраль, а февраль - зимний месяц" .
Конечно, у здоровых людей во всем, что они делают, думают, говорят, участвуют оба полушария. Можно говорить лишь о балансе их работы. В жизни современного человека как правило больше задействовано левое, речевое полушарие. Но есть ряд ситуаций, когда баланс по сравнению с обычным сдвинут в пользу правого полушария:
- Сновидения
- Измененные состояния сознания (гипноз, транс, медитация)
- Творчество, особенно момент "озарения"
- Левши и особенности их психики
- "Примитивные" народы и особенности их психики (помните
историю чукотского мальчика?)
Каждая из этих ситуаций очень интересна в контексте межполушарной асимметрии. Но сегодня мы лишь немного затронем тему левшей.
Что нужно знать про левшей?
Во-первых, левша - это совсем не "правша наоборот". К примеру, функция речи локализована в левом полушарии (как и у правшей) у 60% левшей. Скорее, у левшей несколько иначе, чем у правшей, организовано взаимодействие между полушариями, с несколько большей ролью правого, "образного", полушария.
Во-вторых, ведущая роль правой или левой руки далеко не всегда очевидна. Можете проверить на себе. Вот три самых простых пробы. Они должны выполняться быстро, без подготовки и раздумий.
1) Переплетите пальцы рук. Большой палец ведущей руки будет сверху. 2) Поза Наполеона. Скрестите руки. Ведущая кисть окажется сверху. 3)Аплодирование. Ведущая рука активно двигается, другая почти неподвижна
По моему опыту, все три пробы определяют правую как ведущую руку меньше, чем у половины взрослых людей. А часто результат зависит от состояния человека. К примеру, я готовлюсь к лекции, вспоминаю ее основные моменты, повторяю все три пробы. Результат: во всех трех ведет правая рука. Лекция, усталось, эмоциональная включенность во взаимодействие со студентами. Делаем три пробы вместе, почти всегда у меня в одном или в двух случаях из трех ведущей рукой оказывается левая.
Наконец, нейропсихологи, определяя лево-правую асимметрию, выявляют не только ведущую руку, но и ногу, глаз и ухо. "Чистых" правшей (с преобладанием правшества по всем четырем видам) оказывается не так уж много - около трети.
Если же говорить о "классических" левшах - с ведущей левой рукой, то в разных странах их процент колеблется примерно от 4 до 10 в разных культурах, а вот у коренных народов Таймыра составляет около трети (к вопросу о правополушарном мышлении коренных народов севера).
Результаты многочисленных научных исследований левшей можно условно разделить на две группы. Первая - левшество это плохо. Левши более тревожны, застенчивы, склонны к чувству вины, они более чувствительны к наркотикам, у них чаще встречаются нарушения сна, их больше среди больных шизофренией.
Обратное - левши это хорошо. Левши более эмоциональны, обладают бОльшим творческим потенциалом. Так, они составляют 20% членов общества MENSA, объединяющего 1% людей с самым высоким коэффициентом интеллекта IQ, а также 20% студентов-архитекторов. Среди великих людей много левшей. ТК примеру, про Эйнштейна известно, что правое полушарие его мозга по размеру существенно больше левого.
Думаю, и преимущества и трудности левшей связаны с большей ролью правого полушария в их психике (творчество, высокая эмоциональность) а еще с тем, что наш мир гораздо лучше приспособлен для правшей. Ведь многих левшей учат писать правой рукой, многочисленные ручки и другие приборы приспособлены "под правшей".
А теперь вернемся к тому, с чего мы начали.
О двух стратегиях познания.
В самых разных научных и философских традициях имеются противопоставления, так или иначе связанные с разными способами познания и понимания мира. Я никоим образом не провожу знак равенства между всеми явлениями, которые находятся в левой или в правой половине, но в том, чтобы свести их вместе, мне кажется, есть свой смысл. При этом слева - то, что соответствует левому (речевому) полушарию, справа - правому, образному.
Слово - Образ
Последовательная переработка информации - Одновременный охват реальности
Дискретный (поэлементный) анализ - Целостность
Абстрактное - Конкретное
Интеллект - Интуиция
Однозначность - Многозначность
Сознание - Бессознательное
Рациональное - Иррациональное
Логическое - Алогичное
Запад - Восток
Наука, техника - Философия, мистика
Свет - Тьма
Мужское - Женское
Ян - Инь
В современной культуре и системе образования развиваются в основном "левополушарные" способности, прежде всего, логическое, абстрактное мышление. Между тем, для полноценного развития человека, по-видимому, необходим гармоничный баланс двух стилей познания. Думаю, что неслучайно в последнее время растет интерес к разнообразным "правополушарным" практикам - от йоги и медитации до "правополушарного" рисования и управляемых сновидений.
Может быть, это поиск баланса?
А вы как думаете?