Умер Вячеслав Пьецух

Sep 29, 2019 16:11



Повторяю свой старый пост.
Спасибо, Вячеслав Алексеевич!

Эпиграф 1.
Сейчас, когда вырисовывается новый лик русской истории, и человеку в ней нет места, когда роль личности стремится к нулю, то надо понимать, что у интеллигента есть только два выхода: либо он участвует в происходящем, помогает власти...Есть второй вариант, это когда человек, как сказано у Пьецуха, «крутится поперек колес истории». Такое колесо либо стирается довольно быстро, либо ломается...
Дмитрий Быков
Эпиграф 2.
Меня в школе ломали ну очень сильно... У меня была потрясающая школа и потрясающие учителя, но все мы были элементами этой самой "ломательной системы", причем уже искалеченные ей. Некоторых из моих любимых учителей эта система поломала возможно больше, чем меня.
(Мое высказывание на форуме при обсуждении воспоминаний о школе)
Брежневский застой.
Московская элитная школа.
У умненькой и дико закомплексованной отличницы Танечки в шестом классе новый учитель истории - молодой, сразу после института, веселый и интересно рассказывающий совсем не по учебнику.Танечка и другие ее одноклассники с энтузиазмом пишут конспекты неумелыми пальцами, слушают про рыцарей и зАмки, вперемешку с более серьезными историческими понятиями. Танечка поднимает руку, отвечает, получает законные пятерки (Танечка ужас как любила пятерки), когда весь журнал уже ими забит, учитель (о, коварство) говорит: "Хорошая девочка, на тебе конфетку" - и недовольная Танечка получает конфету вместо пятерки. Увы, пятерки она любила больше.
Однако это маленькое недовольство не омрачает ее отношения к историку, которого обожает весь класс, что не мешает дать ему кличку "Вяча-кляча" (от имени). На день рождения громадными буквами пишется и разрисовывается "Поздравляем с 24-летием", а коварный учитель весь урок делает вид, что не замечает. И только в конце произносит: "Благодарю за соболезнование в связи с моим 24-летием: полжизни прожито".
В последний день занятий Танечка как лучшая и любимая ученица преподносит Вяче-кляче традиционный букет и очень искренне, хотя и не очень традиционно (какие-то слухи уже носятся) говорит, как всем хочется, чтобы он учил их еще много-много лет. Вяча-кляча благодарит, грустно улыбается и говорит, что не обещает.
Историю его увольнения я за давностью забыла. Смутно помню, что Вяча водил в кафе десятиклассниц, и это ему вышло боком. Хотя сильно подозреваю, что дело было не только в кафе и десятиклассницах. Скажу лишь, что одного года в школе ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Больше в школе он не работал никогда.

А теперь вернемся к эпиграфу Быкова.
Я не знаю, можно ли считать тот год в элитной московской школе вот таким "сломом" для Вячеслава Алексеевича Пьецуха. Но подозреваю, что удар для 24-летнего парня был сильным, учитывая, что учителем он был замечательным, а в школу больше не вернулся никогда.
Каюсь, хотя я читала рассказы Пьецуха, но давно и мало. Я помню привкус горького пессимизма, который совершенно не вязался с оставшимся в памяти образом жизнерадостного учителя. Я не знаю дальнейшей судьбы Вячеслава Алексеевича и не знаю, относит ли он себя к "крутившимся поперек колес истории". Но бывшая девочка Танечка с благодарностью вспоминает учителя истории Вячу-клячу.

На фото ему конечно не 24, но он похож на того, каким я его запомнила
Update. Уже написав пост, слазила в Википедию, согласно которой Вячеслав Алексеевич работал в школах около 10 лет. Я написала так, как помню.

судьбы, мемуар

Previous post Next post
Up