Куда приводят условные рефлексы. Продолжаем тему

Sep 06, 2019 16:51



Многие проблемы в воспитании детей родители создают, поощряя именно то, от чего хотят избавиться.

Эту мысль высказал знаменитый американский психолог Б.Ф.Скиннер, а разобраться, почему так получается, нам поможет все та же схема условного рефлекса, о которой мы говорили в прошлый раз. Если помните, я задавала задачу из жизни мледенца, и начнем мы с ваших вариантов ответа на нее. А потом поговорим о роли условных рефлексов в воспитании детей и... общества в целом. В конце предложу пару упражнений для желающих опробовать условный рефлекс на собственном опыте.

Но сначала напомню заданную задачу

С первых дней жизни моя дочь отличалась завидным упорством и категорически не желала засыпать в квартире. Требовался свежий воздух. Балкон не предлагать. И почти каждый вечер разворачивалось сражение между измученными родителями и младенцем нескольких недель от роду. Родители очень хотели спать и наивно надеялись на чудо, дочь криком добивалась прогулки. Дочь всегда побеждала, муж вывозил коляску во двор, дочь наконец засыпала, он возвращался домой и все валились спать...
К концу первого месяца жизни дочки я заметила интересную вещь. Она вопит-надрывается, терпение наше лопается, коляска выкатывается на лестничную клетку. В этот самый момент она замолкает. В лифте дочь "вырубалась" и на улицу выезжала уже спокойно спящей.
Что в ситуации с засыпанием нашей дочки было условным стимулом, то есть, "подсказывало" ей при выезде из квартиры на лестничную клетку: вожделенная прогулка близко?

Вообще-то я просила определить все компоненты условного рефлекса, но этого никто не сделал :(( Будем считать, что это так легко, что отвечать было неинтересно.

А теперь переходим к вашим ответам.

Из жизни младенцев. Обзор ответов
Спасибо всем ответившим! Было очень много интересного. И конечно, правильного ответа не знает никто, потому что у младенца ничего не выяснишь. Поэтому можно говорить лишь о большей и меньшей вероятности того, насколько тот или иной ответ соответствует действительности:
- Маловероятные ответы. Одевание, запеленывание, укладывание в коляску. Все это не подходит, потому что дело было жарким летом, и до начала прогулки дочь уже лежала в коляске, где ее безуспешно пытались укачать. Звуки и тряска лифта - вряд ли, потому что дочь стихала еще до того, как приходил лифт. Звуки открывания и закрывания дверей - тоже вряд ли: они слишком тихие на фоне несмолкающего крика.

Возможные ответы. Изменившиеся запахи или потоки воздуха. Сейчас трудно оценить, действительно ли это менялось при выезде из квартиры на лестничную клетку.

Наиболее вероятный ответ. Мне представляется, что младенец реагировал прежде всего на переезд через порог квартиры, когда коляска поднималась, а затем опускалась. Именно это было условным стимулом, который вызывал к жизни условную реакцию - прекращение крика и засыпание, потому что подкрепление - свежий воздух - совсем близко. Первыми дали эти ответы Сергей Толокин и erefec_14

Неожиданные ответы Их было несколько и каждый по-своему очень интересен.
"На самом деле некая сумма факторов формирует контекст, что и обуславливает рефлекс. Факторами могут быть любые раздражители будь то запахи или звуки, или отклик вестибулярного аппарата на спуск лифта и т.д." (Daniel Moisev). Примерно об этом же писал vopros_veka : "Любое из обстоятельств, а особенно - их совокупность в определённой последовательности, наблюдаемая изо дня в день, могли запускать механизм засыпания".
Согласна! Любая модель упрощает действительность, тем более, такая простая модель, как была у Павлова. Возможно, речь шла не о единственном факторе, а об их сложном взаимодействии.

Еще одна интересная версия принадлежит elenalaluna: "Ребенок реагировал на успокоившихся (покорившихся) родителей. Меняются движения, ребёнок сразу успокаивается."
Не уверена, что этот механизм действовал в данном случае, но в других случаях он очень важен. Так, еще в XIX веке Огюст Льебо с успехом лечил понос и рвоту у младенцев заряженной водой. Льебо верил, что основной механизм лечебного воздействия - внушение, но что можно внушить младенцу? Тогда он провел опыты, давая своим маленьким пациентам обычную воду вместо заряженной, и убедился, что она действовала так же хорошо, как настоящая. В итоге он пришел к выводу, что успешность лечения связана с внушением, направленным на родителей, и их верой во врача. Родители успокаивались и ребенок выхдоравливал.

Один из комментаторов спрашивал, не приходило ли нам в голову обмануть дочь и, как только она заснет в лифте, отправляться домой. Отвечаю: приходило и не раз. Но мы не рискнули попробовать и, думаю, правильно сделали: у Павлова есть понятие "угашение условного рефлекса". Если условный стимул перестать подкреплять, рефлекс исчезает. И в этом случае мало бы не показалось и нам, и всем жителям нашего подъезда.

Какой важный вывод хочу подчеркнуть? Условный рефлекс может сформироваться как ответ на самые разнообразные стимулы, возможно, на такие, которые нам и в голову не придут. Поэтому часто формируется совсем не то, чего мы ожидаем. Об этом - в следующей части.

Условные рефлексы и воспитание


Один из комментаторов писал о том, что "вы когда-то сами придумали гулять с младенцем на сон грядущий. А оно закрепилось". Иными словами, мы подкрепляли крик ребенка выездом на улицу, тем самым, запустив рефлекс, в соответствии с которым развиваются капризы. Ребенок плачет и в ответ на плач получает положительное подкрепление: внимание, ласку, соску, молоко и пр. Что же удивительного, что он начинает плакать все больше и чаще, что происходит генерализация (обобщение) рефлекса - плач начинается не только когда ребенок голоден, или у него что-то болит, а по каждому мало-мальски подходящему поводу.
А потом удивляемся - они такие капризные...

Однако дьявол в деталях, и, конечно, реагировать на плач надо. Думаю, что наши ночные прогулки были нужны новорожденной дочке жарким летом. Во всяком случае, когда ей пошел третий месяц, а жара наконец кончилась, сами собой прекратились и ночные прогулки.
В общем, универсальных советов здесь нет.

Расскажу еще одну историю про подкрепление, заимствованную из реальной практики семейного психолога.

Обратилась мама с жалобой на то, что ее одиннадцатилетний сын после школы не идет домой, а где-то проводит время, в основном на Арбате, иногда даже не приходит ночевать. Семья состоит из трех человек - мамы, папы и сына. На приеме у психолога - все трое. Приводится фрагмент беседы.
Психолог (вопрос сыну): Кто обычно тебя встречает дома, когда ты все-таки возвращаешься?
Сын: Обычно мама.
Психолог: Как мама тебя встречает, что она делает?
Сын: Она сердится, кричит на меня, иногда плачет.
Психолог (вопрос маме): Ваш сын вернулся поздно, вы сердитесь и плачете. Что в это время делает Ваш муж?
Мама: Он меня успокаивает и ругает сына.
Психолог (вопрос папе): Что делает сын, когда Вы его ругаете?
Папа: Он хлопает дверью своей комнаты, уходит, обижается.
Психолог (вопрос сыну): Когда ты сидишь в своей комнате, что делают твои родители?
Сын: Сидят на кухне, разговаривают, чай пьют. Папа утешает маму.
Психолог (сыну): Раньше, пока ты еще не начал пропадать из дому, в каких случаях твои родители сидели на кухне вдвоем, пили чай, разговаривали?
Сын: Да чего-то я не знаю... Папа мало дома бывает. Не помню.
Последний вопрос задается и маме и папе. Из ответов становится ясно, что такие беседы на кухне бывали крайне редко. Супруги часто ссорились.

Иными словами, родители, сами того не желая, подкрепляли сплочением мамы и папы, которые раньше часто ссорились, именно то поведение сына, которое их так пугало. А сын своими уходами из дома сплачивал семью доступнымии ему средствами.

А что будет, если формировать условные рефлексы в масштабе целой страны? Этот вопрос мы рассматривали на примере украинских выборов. Примеры можно множить, а можно обратиться к антиутопии.

Наследие Павлова: от науки к антиутопии


(Фото: сцена из спектакля "О дивный новый мир" московского театра "Модерн")

Приведу в сокращении фрагмент из романа Олдоса Хаксли "О, дивный, новый мир". Роман написан в 1932 году и служит дополнительным свидетельством популярности идей Павлова: обратите внимание на название младопитомника.

Я думаю, для этого фрагмента уже не нужны подсказки: где условный стимул, где безусловный, где подкрепление. Намекну только, что подкрепление будет не положительным, как в предыдущих примерах, а отрицательным. Впочем, отрывок конечно сильней и глубже иллюстрации концепции условного рефлекса...

"МЛАДОПИТОМНИК. ЗАЛЫ НЕОПАВЛОВСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСОВ",- гласила доска при входе.
Директор открыл дверь. Они очутились в большом голом зале. Пять или шесть нянь были заняты тем, что расставляли на полу цветы. Между вазами они разместили стоймя и раскрыли большеформатные детские книги, манящие пестро раскрашенными изображениями зверей, рыб, птиц.
- Привезти ползунков.
Няни побежали выполнять приказание; каждая катила высокую, в четыре сетчатых этажа, тележку, груженную восьмимесячными младенцами
- Снять на пол. Повернуть лицом к цветам и книгам.
Завидя книги и цветы, детские шеренги смолкли и двинулись ползком к этим скопленьям цвета, к этим красочным образам, таким празднично-пестрым на белых страницах.
Самые резвые из ползунков достигли уже цели. Ручонки протянулись неуверенно, дотронулись, схватили, обрывая лепестки преображенных солнцем роз, комкая цветистые картинки. Директор подождал, пока все дети не присоединились к этому радостному занятию.
Старшая няня включила рубильник.
Что-то бахнуло, загрохотало. Завыла сирена, с каждой секундой все пронзительнее. Бешено зазвенели сигнальные звонки.
Дети трепыхнулись, заплакали в голос; личики их исказились от ужаса.
Старшая включила второй рубильник. Плач детей сменился отчаянными воплями. Детские тельца вздрагивали, цепенели; руки и
ноги дергались, как у марионеток.
- Весь этот участок пола теперь под током, - проорал Директор в пояснение. - Но достаточно, - подал он знак Старшей.
Грохот и звон прекратился, вой сирены стих, иссяк. Тельца перестали дергаться, бесноватые вскрики и взрыды перешли в прежний нормальный перепуганный рев.
- Предложить им снова цветы и книги.
Няни послушно подвинули вазы, раскрыли картинки; по при виде роз и веселых кисок-мурок, петушков-золотых гребешков и черненьких бяшек дети съежились в ужасе; рев моментально усилился.
В младенческом мозгу книги и цветы уже опорочены, связаны с грохотом, электрошоком; а после двухсот повторений того же или сходного урока связь эта станет нерасторжимой. Что человек соединил, природа разделить бессильна.

Имеет ли это отношение к нашей с вами жизни? Не рискну давать ответа, лучше задумайтесь...

Попробуйте на себе


Если у вас есть интерес к тому, чтобы провести на себе мини-исследование механизма условного рефлекса, то вот пара упражнений. Если поделитесь результатами, будет очень интересно!

Задание 1. Что эффективнее - положительное подкрепление или наказание?
Выберите привычку, от которой хотите избавиться (например, вы часто используете какое-то слово-паразит, опаздываете, играете в компьютерные игры и пр.). Желательно, чтобы кто-то из членов семьи помогал вам. Выберите наказание: денежный штраф, лишение чего-то приятного, необходимость выполнить что-то неприятное. Если вам кто-то помогает, денежный штраф может доставаться ему, а дело, для вас неприятное, принесет ему пользу (например, вы вымоете посуду, которую обычно моет ваш помощник). В этом случае бдительность помощника будет подкрепляться положительно. Примерно через неделю оцените результат.
Выберите другую привычку (можно ту же самую, если за первую неделю прогресс не достигнут или невелик) и награждайте себя каждый раз, когда вы в течение дня не поступали нежелательным образом.
Сравните два способа. Какой из них вам больше понравился? Оказался более действенным? Как вы думаете, почему?

Задание 2. Можно ли научиться управлять чужим поведением?
В разговоре с человеком выберите слово или жест, использование которого будете подкреплять. Выберите подкрепление: улыбайтесь, или кивайте, или иным способом выражайте одобрение каждый раз, когда слышите слово или видите жест. Увеличивается ли частота использования слова (жеста)?

К развитию теории Павлова мы еще вернемся.

я просветитель, психология

Previous post Next post
Up