Мы с отправляемся из Куско - столицы инков - по направлению к загадочному городу Мачу-Пикчу. Путь этот проходит через так называемую Священную долину инков - долину реки Урубамбы, где сохранилось большое количество памятников цивилизации инков. Сегодня мы посмотрим два из них, но это только начало нашего путешествия по Священной долине. А еще расскажу удивительную историю "первого латиноамериканца"
2.Чинчеро - резиденция Инки Тупак Юпанки. Как водится, на инкских сооружениях испанцы надстроили свое, и в таком виде это сохранилось.
3.
4.Вход в церковь. Я бы выделила ее из всех соборов в Перу, которые мы видели. Даже внешне она сильно отличается от красивых и пышных соборов в городах Перу.
И на этом месте хочу сделать небольшое отступление
В храмах Перу запрещено фотографировать, поэтому я их практически не показывала и не снимала даже там, где это можно (а немногие все-таки сделанные фото не показывала из-за полной их бездарности). В католических храмах Перу мне было неуютно, обычно, несмотря на пышность и красоту, они вызывали желание быстрее уйти. Как будто на них лежала тень от завоеваний и смертей, с которыми Испания пришла на эту землю.
И только в соборе в Чинчеро было что-то другое. Он совсем непышный, какой-то деревенский. Через его примитивные фрески и скульптуры я как будто почувствовала страхи бесстрашных людей, оказавшихся на противоположном конце света от родины, во враждебном окружении. Людей, просящих защиты у бога, потому что больше не у кого.
Возможно, я все это нафантазировала. Может быть, непохожесть храма в Чинчеро связана с тем, что, как я прочла, храм представляет собой симбиоз испанской колониальной и инкской культур. А в классических христанских сюжетах нашли отражение культура и религия инков. К примеру, Богоматерь наделяется чертами инкской богини Пачамамы (не только в Чинчеро).
На самом деле взаимопроникновение испанской и индейской культур - отдельная и сложная тема, к счастью, это не только уничтожение.
5.Несколько фресок у входа в церковь
6.
7.
8.А мы идем смотреть инкские памятники
9.
10.
11.Спускаемся с инкских террас
12.
13.Спускаемся еще ниже
14.
15.Знаете, что это за дерево? Это эвкалипт!
16.Здесь расположена уака - священное место инков. Уаки бывают самые разные - и природные объекты, и храмы, и камни, и гробницы. Уаки в районе Куско располагались вдоль нескольких линий, сходившихся пучком к храму Кориканча в Куско. Вот перед нами такая уака. Как выдумаете, какого она размера?
17.Так понятней :)) Как удавалось инкам делать такие гладкие поверхности в камне - очередная загадка.
18.Внушает...
19.
20.А мы спускаемся в современный поселок Чинчеро
21.На улице Чинчеро. Это счастливая сумочка побывала со мной в Амстердаме и в Тибете (вместо Непала). Интересно, можно ли Перу "зачесть" за луну??
22.Второй удивительный объект в этот день - инкские воронки-террасы в месте, которое называется Морай. Предполагается, что эти террасы - агрономическая лаборатория инков. Воронки устроены так, что перепад температуры между верхней и нижней частью соответствует перепаду высоты в километр. И на разных ступенях террас можно испытывать или даже заниматься селекцией растений для разных частей гигантской империи с ее многообразием высот. Впрочем, это не более, чем догадки о предназначении террас, достверно о нем не известно.
По соседству находится еще несколько воронок, и мы их тоже посмотрим
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Мы еще вернемся в Священную долину, а сейчас хочу рассказать про человека, чья жизнь для меня стала примером того, что в отношениях "испанцы - инки" все гораздо сложнее, чем может показаться с первого взгляда.
Его звали Инка Гарсиласо де ла Вега, и в самом имени заключены главные противоречия его судьбы. Отец - Себастьян Гарсиласо де ла Вега, землевладелец, два года был губернатором и верховным судьей Куско. Мать - Палла Чимпу Укллу, в крещении - донья Исабель Суарес Чимпу Оклло - из инков (напомню, инки в точном значении слова - это не все жители империи и даже не индейцы, которые сейчас называются кечуа, это род верховной знати), близкая родственница Инки Уайна Капака, правителя империи инков. Известно, что она была очень красивой. Их сын, названный позже "гениальным метисом", родился в 1539 году, через пять лет после захвата Куско испанцами. Браки между европейцами и индейцами не признавались, поэтому строго говоря, мальчик не мог ни считаться Инком, ни носить фамилию Гарсиласо де ла Вега.
Что заставило родственницу верховного Инки принять христианство? Зачем испанский завоеватель породнился с инкской знатью? Остается только догадываться. Известно, что их сын гордился своим смешанным происхождением, и иногда его называют "первым латиноамериканцем".
Гарсиласо-старший был заподозрен в измене и лишен зания губернатора (хочется думать, что "измена" заключалась в хорошем отношении к народу, к которому принадлежал его сын). Он умер, когда его сыну было 20 лет, и завещал ему деньги для обучения в Испании. А мальчик до 20 лет жил в доме матери, от нее и от своих родственников-инков он узнал многое об истории, обычаях и религии своего народа, научился говорить на языке кечуа.
В 1560 году Гарсиласо прибыл в Испанию, чтобы остаться там на всю жизнь: вскоре для потомка инков возвращение стало опасным. Он прожил 77 лет, состоял на военной службе, писал, в последние годы жизни получил сан священника. Он был предан обеим своим родинам, а его главным делом, за которое мы вспоминаем его с благодарностью, стал труд "Подлинные комментарии инков", который является одним из главных источников информации об инках. Достоверность изложенных им сведений не подлежит сомнению.
Гарсиласо поддерживал обращение коренных народов Америки в христианство, но осуждал жестокость испанцев. Стоит сказать, что его книга была официально запрещена к печати на территории Перу с 1780 года (подавления последнего восстания инков) до 1918 года из-за "опасного содержания". Все это время "Комментарии" распространялись подпольно. Кстати, в СССР комментарии выходили в 1974 году.
Нам рассказывала про этого необычного человека наш гид, а когда при подготовке материалов по инкам я узнала о нем немного больше, то поняла, что просто не могу не написать о нем.