Своего рода флешмоб предложил
haydamak: не сильно задумываясь назвать пять людей, вызывающих восхищение. А потом - сделать все возможное чтобы разобраться и сопоставить - чем же именно они так зацепили. При этом он сильно облегчил задачу, назвав в своей пятерке Гейдара Алиева - человека, мягко говоря, неоднозначного, тем самым показав, что совершенно необязательно, чтобы тот (та), кого называешь, был тебе близок и вообще нравился.
У меня получились женские фигуры (сначала только они приходили на ум, потом решила сохранить "гендерную чистоту"). В последний момент их оказалось шесть, в комментариях у основателя флешмоба одну с трудом выкинула, сейчас "восстанавливаю справедливость".
Наталия Сац. Фантастическая продуктивность, достижения без скидки на пол, плюс четыре мужа, четверо детей (на самом деле трое, четвертого она потеряла по дороге в лагерь), возвращение к активности после репрессий.
Анна Франк. Это герой моего детства. В 13-15 лет беспощадно, литературно и точно описала опыт переходного возраста. И погибла.
И.Грекова (Елена Вентцель). Прожила две жизни - профессора математики и писательницы. Вторая началась после 50. Не по-женски жестка. Ее первую и самую страшную вещь ("Свежо предание") я так и не могу заставить себя перечитать.
Лидия Чуковская. В Сталинские годы имела смелость написать повесть о происходящем. Записать ее на бумаге. И остаться живой. Была по-мазохистски предана тем, кого любила и без прикрас описывала то, что получалось в результате.
Галина Вишневская. Self-made - сирота из самых низов стала оперной примой. Пережила смерть первого ребенка, смертельную болезнь и Ленинградскую блокаду от звонка до звонка (любого из этого набора почти каждому хватило бы с головой, чтобы умереть или сломаться). И после этого переживала, что в провинциальной гостинице нельзя получить кофе в постель. И не стыдилась об этом писать.
Елизавета Глинка (доктор Лиза). Творит добро в нашем мире, постоянно соприкасаясь со смертью.
Что же общего в сухом остатке (необязательно для всех, но тем не менее)
- Стойкость. Умение переломить судьбу.
- Открытость: взгляд на себя, на близких и на мир без прикрас, беспощадно; небоязнь поведать об увиденном.
- Продуктивность.
- Умение начинать с начала в любой период жизни. Почти как Феникс.
Чего нет? Доброты, сострадания. Собственно, Доктора Лизу я вставила именно, чтобы это начало было все-таки представлено. Но и она воспринимается прежде всего как "борец за доброту", если такой парадокс возможен.
Больше никто не хочет попробовать?