Про Пусек.

Dec 30, 2013 21:40

Окей. Готовьте револьверы, цельтесь в сердце. Сейчас заиграю на чувствительных струнах. И никакого отношения к новогодним поздравлениям это не имеет.

Пушкина ссылали, и не раз. Достоевского чуть не повесили. Булгакова замучали. Бродский отсидел за тунеядство. И так далее. Примеров в русской культуре, - и не только русской, - «и не сосчитаешь», как диких обезьян в Бразилии. Цепочка гений-цензура-наказание безусловна и прискорбна. Однако, мнится мне, запихивание дохлых куриц в промежность - не из этой области.
Я понимаю всеобщее возмущение, вызванное тем и сем и прочим, нарушениями прав и порядка везде где только можно, коррумпированностью общества (которую сами возмущающиеся граждане и поддерживают на высоте), падением уровня того и сего, возрастанием опять же того и сего, в конце концов - бесконечностью зимы и общей усталостью от жизни… Но почему каких-то прибогемленных псевдо-интеллектуалок надо возводить в ранг национальных героинь, олицетворяющих свободы и колбасу для всех, - мне не ясно.
Не ясно, - и возможно кто-нибудь из уважаемых читателей сей писули сможет мне объяснить, в чём тут дело.
Я наверное чего-то не понимаю. И уважаемые читатели могут справедливо предположить, что не понимаю я от того, что не живу в России уже более 10 лет. Тем не менее, никто из моих знакомых не отважится сказать, что я нечувствительна к русской культуре или, - несмотря на то, что «все мы чудовищно неграмотны», как говорил мой дед, академик Заварзин, - плохо с русской культурой знакома. Так что объяснение моей непонятливости отрывом от российской действительности вследствие географической удалённости имеет границы. Всему ж есть предел, братцы.
Культура вообще, дело такое, объективности не допускающее. Поэтому я не чувствую себя интеллектуально ущербной от того, что такие музейные экспонаты, как говно в баночке, не вызывают у меня священного трепета, равно как и создающий сие искусство артист. Ну не нравится мне это, не считаю я говно в баночке гениальным произведением искусства. А кому-то нравится. Кто-то будет полчаса восхищаться наваленными в углу зала в Тэйт Модерне старыми досками с заковыристым названием, вроде «Равномерность цикломоторного движения - оборот2». А я вот, такая классическая вся, похихикаю и подумаю о том, какое гигантское у этого артиста эго, и как я ему завидую. Сама я могла бы почистить картошку, свалить очистки в кучку, и отправить в музей как экспонат. Под названием «Обновление стремящееся к бесконечности». Но у меня, к сожалению, такая заниженная самооценка… Не решусь, нет, и не упрашивайте… Это я к тому, что когда дело касается произведений искусства, одним нравится, другим - нет, и это нормально.
Но вот культура. Культура это же не только «то что висит и стоит в музеях», то есть не только произведения искусства. Есть культура быта. Культура общества. Есть такие понятия, как хорошие манеры. Вежливое и уважительное обращение с окружающими. Стремление к самосовершенствованию. Любознательность и тяга к прекрасному. Можно мильон лет говорить о том, что такое культурное общество. Цивилизованное общество.
Но первые приходящие в голову мысли сами по себе довольно просты. В культурном обществе не срут посреди улицы. Не совокупляются в общественных местах. Не блюют на соседей в транспорте. Не чешут яйца и не давят прыщи прилюдно, не намазывают козявки на мебель … Следят за чистотой духовной и физической, причём не только в отношении себя, но и в отношении окружающего пространства, - дома, рабочего места, скамейки в парке…
Вспарывать брюхо культуре во имя возвышенных идеялов представляется мне крайне непоследовательным. Непоследовательным и не достойным уважения. Таковыми являются для меня действия - былые, настоящие и грядущие, - любимцев публики, команды Пусси Райот.
Есть масса смешных, нелепых, на первый (а иногда и на второй и на третий и ад либ) взгляд бессмысленных действий, которые поборники разнообразных идей предпринимали, чтобы привлечь внимание к сюжету своей борьбы. Джон Леннон и Йоко Оно не помню уж, сколько дней пролежали в постели, призывая к любви и протестуя против войны. Война не прекратилась, конечно. Фотографии, видео и всем известная песня «Give peace a chance » остались навсегда. При этом, никто никуда дохлых куриц не засовывал, ни на кого не дрочил в прямом эфире, и, кажется, мировая культура не пострадала от этого. (Добавлю, прежде чем знатоки возмутятся, что во время других, менее известных хэппенингов, Леннон с Оно тоже занимались любовью перед камерой и валяли дурака по-всякому. Однако контекст был другим).

Так вот о ПР. Восторга их действия у меня никогда не вызывали. Недоумение - пожалуй. Опять же, как говно в баночке. А вот всеобщее помешательство и возмущение, начавшиеся с момента их ареста, вгоняют в ступор. Почему? Неужели культурное общество должно попустительствовать такого рода выходкам? Вот мне сейчас начнут кричать про свободу и про то, как в России невозможно дышать. Хорошо, давайте тогда представим себе аналогичную ситуацию в любой «свободной» стране Европы. Пуссион Райоттон скачут голые раком в соборе Божьей Матери в Париже. Пуссини Райотти скачут голые раком в соборе Св.Петра в Ватикане. Пусси МакРайотт скачут голые раком в кафедральном соборе Св.Павла в Лондоне. Допустим даже без всякой связи с политикой. Например, в защиту голодающих детей Африки скачут. Что будет? Будет арест, кутузка, процесс. Скорее всего - невероятный штраф. Да, не тюрьма. Если это - первый такой перформанс. Если же не первый, - наказание может быть строже. Оскорбление чувств граждан, вандализм, эксгибиционизм, публичная нагота, моральный ущерб и прочее… Да, я тоже считаю, как и многие, что лишение свободы, - это слишком круто. Что принудительные работы, например в каком-нибудь детском доме, раз они так озабочены судьбой российских детей, были бы гораздо более к месту. Но и эта мера наказания, и непомерный штраф, который ни одна из этих дамочек не смогла бы выплатить, вызвали бы у публики такое же возмущение. Так что? Кому-то действительно кажется, что оскорбительное выступление в храме, - как бы мы ни относились к Храму Христа Спасителя, - должно оставаться ненаказанным? Ни одна власть ни в одной стране мира не оставила бы безнаказанной такого рода атаку, и, несмотря на мои сомнения относительно интеллектуальных способностей этих барышень, они наверняка догадывались об этом заранее. Тут уж надо выбирать, - либо борьба за идеалы любой ценой, либо желание хулиганить безнаказанно, тогда получается совсем не возвышенно, уж извините… Назвался груздем, - полезай в кузов. Провоцировать власть способны многие, а вот отвечать потом за свои поступки гораздо меньше желающих.
А что если бы всё это произошло не в Москве, а, допустим, в Казанском соборе в Петербурге? Все бы так же возмутились, или меньше, или больше, или вообще не возмутились бы? Кто-нибудь подумал бы о том, как это всё было организовано, шито-крыто, как и кто пустил «артистов» в храм, кто пригнал и установил аппаратуру, кто и как сообщил о готовящемся перформансе, дабы собрались желающие поглазеть… Что происходило в этот момент в других сферах российской жизни, - ибо не одним искусством мы питаемся, к сожалению, - например, какие законы были утверждены, пока все обливались слезами по поводу ПР и внимание столицы (ибо бабули в глухих деревнях наверняка хрен собачачий клали на это всё) было приковано к их процессу?
И вот опять же: убивались страшно, потом два года едва вспоминали, теперь опять возбудились. Давай опять убиваться, - почему запретили показ фильма про Пусси Райот, о Боже, душители проклятые. Да лучше б «Войну и Мир» посмотрели. «Семнадцать мгновений весны». Книжку почитали. Какая нафик разница, что они там расскажут? ЧТО интересного можно почерпнуть из этого фильма?
Вот я помню тоже драма была, в девяносто каком-то там году: патриарх умолял не показывать по телеку фильм «Страсти Христовы», а его всё равно показали. О Боже-2. Все хотели посмотреть про христов пиписон и про то, как он крутил роман с Марией Магдаленой, несмотря на то, что кроме всего прочего, мы все глубоко верующие, если кто не в курсе.
Свобода пиписонам! Даёшь дохлую курицу в промежности!
Или вот ещё, на злобу дня: помнится, несколько лет назад все рвали и метали, потому что бедняжку Ходорковского упекли за решётку. Моя позиция, за которую в меня не раз презрительно тыкали пальцем, - пушкинская: «Всех их, развратников, в один мешок, да в море». Теперь Вова его выпустил, - все рвут и мечут, потому что он сразу же укатил куда подальше. Где ликование? По логике вещей надо было бы радоваться, что и виза у него в порядке, и денежек на самолёт хватило…
Вот этого всего я не понимаю.
Не понимаю, почему такие водовороты общественного внимания и сочувствия образуются вокруг никчёмных, неинтересных, не заслуживающих внимания и уважения людей, их ломания, цинизма, дурацких подвигов? Ведь есть же, - не возражайте, есть! - другие, достойные, благородные, самоотверженные, умные, в конце концов, люди! Есть другие сюжеты, поводы возмушаться, бороться. Почему дорогие и уважаемые сограждане так близоруки?
Разруха-то по-прежнему не в клозетах, а в головах.
Культура умирает, вот что страшно. Исчезновение культуры общества стоит в основе исчезновения народов, цивилизаций, стирания их с лиДца земли, с карт и глобусов. И, с моей точки зрения, свидетельствуют о гибели культуры не только обхарканные подъезды, рост национализма, чудовищно замусоренная речь и передача «Дом». Губят культуру не какие-то абстрактные мифические злодеи, как это почему-то всем представляется, и не (только) монстры Единой России. Такое вот НЕЧТО, якобы идеологически активное, якобы небезразличное, якобы прогрессивное, тоже губит культуру. Убивает, увлекая публику за собой, в своё невежество.

И если какой-нибудь французский активист во имя защиты детей начнёт в Лувре ссать на Джоконду, я этого тоже не пойму.
Previous post Next post
Up