Я редко вообще смотрю кино, но тут мне понадобилось сделать игру для младших школьников. И я вспомнила, что в детстве очень любила этот фильм про детей-попаданцев в волшебный мир. Дети там помладше конечно и сюжет попроще чем мне надо (казалось мне), но лет так до 12 игры имеет смысл делать по Проппу. Деконструкцией с подростками заниматься будем.
В общем, сюжет у меня в голове и так был, но хотелось подсмотреть деталей и объяснить себе, чем же этот фильм так цепляет, кроме песен конечно.
И тут мне открылись архетипические глубины!
Во-первых, путешествие Маши и Вити и испытания, которые им встречаются, очень грамотно выстроены, прямо-таки фрейдистстки. Да, они взяты из народных сказок и окружающей действительности, где все и так живут в архетипах и нарративах по уши. Но брать можно по-разному, можно просто намешать всякого не понимая смысла (за что я не люблю D&D и порождённые этой системой неживые штампы). А тут всё очень логично, не знаю уж, намеренно или интуитивно. Впрочем, что такое интуиция, как не опыт, перешедший в чувство.
Итак, всё начинается с Бабы Яги. Она слишком молода на мой вкус, но ладно уж. Вход в потусторонний мир, причём в любой потусторонний мир - это вход в царство Смерти (и Дед Мороз это прекрасно понимает, судя по его предостережениям). Но Смерть вообще-то может быть понята очень широко - это царство не только умерших, но и нерождённых. Первое испытание Маши и Вити - быть съеденными Бабой Ягой, Богиней-Матерью, не выйти из её избушки, из материнской утробы, не родиться вообще. Она не делает между ними разницы, и в её песне между "мальчиками и девочками" нет различия, ей всё равно кого жрать.
Витя проходит это испытание, сбегая из избушки при помощи ступы через трубу(?), что в общем-то довольно прозрачный символ рождения. Маша проходит его, открывая заслонку печи - тоже в общем символично. Печь вообще рассматривалась как аналог матки в русском фольклоре, как тут не вспомнить "допекание" недоношенных детей.
Дальше дети выходят в лес, и тут начинаются уже библейские ассоциации. Я не имею в виду прямо сюжетных аналогий, тем более что за них в явном виде советскому режиссёру бы дали по шапке (хотя, смотря когда, смотря какому режиссёру... но всё же). Но тут можно отметить несколько моментов. Леший, пытаясь разделить Машу и Витю, открывает им глаза на то, что они - мужчина и женщина (сначала пробует "отбить" Машу у Вити, делая ей комплименты, а потом вызвать у Вити "мужскую солидарность" и привлечь его на свою сторону). А затем они должны съесть яблоко с дерева - и именно Маша уговаривает Витю это сделать. Они остаются вместе, несмотря на свои различия. Кстати, я не думаю, что яблоня - это Дерево Познания. Они не нарушают запрет, а выполняют правило. Это Дерево Жизни.
И теперь им предстоит следующее испытание - фурри Кот Матвей. Как мы возможно вопреки своей воле знаем, фурри - это олицетворение дикого животного начала, берущего контроль над разумом. Маше и Вите нужно доказать, что они не просто биологические существа, а носители человеческого разума и культуры. Маша рассказывает сказку, демонстрируя знание человеческих традиций, а Витя обращает дикую натуру Кота Матвея против него самого с помощью заводной мыши.
Старичок-Лесовичок - воплощение самого Леса, Мира этой сказки. Чтобы пройти этот путь, нужно быть не просто разумным, но и духовным существом, бережно относящимся к миру. Печка, хоть и просит о помощи, предлагает детям в награду пирожки, Яблоня яблоки, а Лесовичок не предлагает ничего, он не выгоден и довольно очевидно безопасен, хоть Витя и страхуется. То, как дети с ним поступят, зависит только от их личных качеств. И когда они его освобождают, он спрашивает "Вы пионеры?" и подтверждает, что Маша и Витя обязательно ими станут, то есть займут достойное место в человеческом обществе.
И вот наконец дети подходят к замку Кащея. Кстати, добрые персонажи, которые им встречаются, не задают вопрос, зачем им в царство Кащея. Это естественный путь, который проходит каждый человек - от рождения к смерти. Тут уже к Смерти в том самом смысле. И кстати, эта Смерть, Он-Смерть, менее ужасна, чем хтоническая Она-Смерть, пожирающая детей Богиня-Мать, как по мне... Но, конечно, опасна не меньше. Кащей - это конец времени, и потому он бессмертен: сам конец времени закончиться не может. Маша знает про иглу и яйцо, кстати, но воспользоваться своими знаниями не спешит. Скорее всего потому, что это не её битва, её время ещё не пришло. Ей нужно освободить Снегурочку, а окончательная победа над Кащеем (пока) не нужна.
Кстати, Машу и Витю всё же разлучают, но уже поздно. Они уже стали одним целым, командой. В случае с Котом им ещё надо было обсуждать план, а теперь они уже "мысленно вместе"...
Вообще, у меня ещё много было подмечено всякого, но я слишком долго писала этот пост, так что другие детали забылись, а пересматривать пока не тянет. Можем пообсуждать в комментариях)) Я только могу сказать, что для актёров столь глубокое погружение в архетипический мир даром не прошло - играть в кино они больше не стали, а ушли в глубинную науку, один в технику, другая в философию. А может, они с самого начала такими были. Всё-таки, чтобы маленькие дети так естественно играли, их персонажи должны быть на них похожи.